Конверсия неотвратима
<p align="justify">4-я ежегодная конференция Актуальные вопросы повышения эффективности использования национального радиочастотного ресурса, проведенная Национальной радиоассоциацией, проходила по завершении выставки СвязьЭкспокомм-2004. Таким образом, участники конференции могли получить ответ на вопрос: успевает ли процесс регулирования использования радиочастотного спектра (РЧС) в РФ за бурным развитием современных телекоммуникационных технологий.
Именно на выставке можно было ощутить, насколько современные
телекоммуникации нацелены на беспроводной широкополосный доступ, насколько
конвергенция мобильной и фиксированной связи многократно повышает интерес к
радиоканалу, как наиболее эффективному средству соединения пользователя с
источником информации. Кроме традиционных технологий в дверь стучатся и
Bluetooth, и Wi-Fi, и уже WiMAX. А о востребованности систем 3G и TETRA, где
также требуются новые радиочастотные ресурсы, и говорить не приходится.
Актуальность конференции подтверждена как количеством участников (более 120
человек), так и докладчиков (более 20). Кроме того, большинство специалистов
приняло активное участие в заседаниях Круглых столов по тематике Конференции.
Пожалуй, основные проблемы, характерные для современного этапа использования
радиочастотного ресурса, были сформулированы в докладе президента Национальной
радиоассоциации В.Бутенко. Отметив, что радиочастотный ресурс ограничен, он
выделил два основных направления: увеличение эффективности уже имеющего ресурса,
и в то же время необходимость начала работ по конверсии радиочастотного спектра.
По его мнению, и с этим были согласны большинство участников, без решения этого
вопроса невозможно как развитие современных, так и внедрение новых технологий.
Для реализации поставленной задачи необходима консолидация участников рынка с
привлечением всех общественных организаций, заинтересованных в данных работах.
На конференции присутствовали представители двух Ассоциаций 3G и Ассоциации
российских операторов сетей GSM. Однако несмотря на то, что все три общественные
организации архизаинтересованы в работах по конверсии спектра, до сих пор они не
смогли объединить усилия. Вероятно, как у нас и полагается, решается вопрос
кто главный, кто самый главный?
Другой вопрос, связанный с конверсией, это уровень принятия государственных
решений. Сегодня очевидно, что при таком числе заинтересованных ведомств, вновь
созданное Министерство информационных технологий и связи не сможет
самостоятельно решить эту задачу. Вероятно, решение о конверсии должно
приниматься на правительственном уровне в виде соответствующих постановлений.
К этому же вопросу примыкает и финансовая проблема оплата за частотный ресурс.
Вероятно, пора опереться на зарубежную практику и вводить ежегодную оплату за
выделенный частотный диапазон. И здесь веское слово должны сказать законодатели,
так как именно в Государственной думе при обсуждении бюджета государства
постоянно ведется поиск дополнительных источников финансирования для сирых и
неимущих. И операторы, и ведомства, пользуются народным достоянием (а частоты,
как газ и нефть и являются таковыми), но не выделяют из бюджета соответсвующие
отчисления.
Актуальный доклад об эволюции методов управления РЧС за рубежом представил
советник ассоциации 3G В. Павлов. С ним читатели "Сотовика" могут
ознакомиться полностью. Здесь же
отмечу, что в законодательстве США предусмотрен этап открытого общественного
рассмотрения при принятии решения о выделении частот. Также важно, что во многих
странах принят добровольный порядок декларирования соответствия ввозимой
аппаратуры установленным нормам. Другая интересная особенность в США
рассматривается идея о возможности выделения части ранее полученных частот в
аренду.
Вероятно, в данное время существуют только два концептуальных вопроса: конверсия
и оплата. Все остальные, острые и обсуждаемые, требуют решения и могут быть
разрешены. Отрадно, что в конференции приняли участие представители регулирующих
и контролирующих органов: ФГУП ГРЧЦ и Федеральной службы по надзору в сфере
связи.
Интересные данные были приведены в докладе Генерального директора ФГУП
Радиочастотный центр Центрального федерального округа А. Кузенкова. За 2003
год число базовых станций в округе выросло на 53% и достигло 10530! При этом
докладчик отметил обострение проблемы электромагнитной совместимости (ЭМС).
Только за 2003 год поступило более 660 заявок на выявление помех радиоприему.
Для профилактики и борьбы было проконтролировано свыше 78000 радиоэлектронных
средств, при этом выявлено около 1750 нарушений.
Так источниками помех в диапазоне 300 МГц оказались устройства автосигнализаций,
не разрешенных к использованию. Насколько сложные проблемы приходится решать
специалистам, можно судить по такому факту. Источником помех в диапазоне 900 МГц
стали видеокамеры наблюдения с радиоканалом управления. Однако используемые
антенны были сертифицированы НИИР. Используемый усилитель также имел
соответствующий сертификат. Но в совокупности эти устройства и источник питания
стали генератором существенных помех.
В деятельности радиочастотных центров, расположенных в округах, появился и новый
аспект контроль обстановки на приграничных территориях. И если на границе с
европейскими странами все решается в соответствии с международным
законодательством, то со странами СНГ предстоит большая совместная работа. Еще
более сложная обстановка на границе с Китаем.
Как и в сотовой связи, острая нехватка РЧС влияет на темпы внедрения систем
цифрового транкинга (TETRA). Этой проблеме был посвящен доклад сотрудников НИИР
В.Бутенко, М. Быховского и Н. Харитонова. С его содержанием читатели "Сотовика"
могут ознакомиться полностью.
Выводы, сделанные в докладе, дают надежду на результативный поиск возможных
полос частот, как для региональных, так и для федеральной сетей транкинговой
связи.
На конференции были представлены и новые технологии, использующие РЧС. Так
доклад Д. Ларюшина (Intel) был посвящен развитию технологии WiMAX вариантам
стандартов 802.16d (выше 11ГГц) и 802.16е (выше 6ГГц). Первое оборудование, для
диапазонов 2.4/3.5/5ГГц должно появиться в начале 2005 года.
О том, какие возможности есть при конверсии РЧС для стандарта GSM900 рассказали
сотрудники отраслевых институтов. В частности, дополнительные полосы для E-GSM
могут быть найдены при исследовании работы систем ближней навигации и посадки.
Это особенно актуально в зоне радиусом 500 км от Москвы, но существующие методы
уже не эффективны. Поэтому на конференции были предложены как организационные,
так и технические мероприятия.
В диапазоне 2 ГГц, где предполагается развертывание сетей 3G, также существуют
проблемы с РЧС. Здесь необходимо высвобождение частотного ресурса от средств
военного применения или оптимизация существующих систем, находящихся на
вооружении различных родов ВС. Предложены методики и алгоритмы, позволяющие
смоделировать и оценить совместную работу существующих систем и сетей 3G UMTS.
Важное значение имеют процедуры частотного обеспечения. Для быстрого внедрения
современных технологий необходимо приведение в соответствие нормативно-правовой
базы требованиям сегодняшнего дня. Особенности процедуры частотного обеспечения
для VSAT-станций были рассмотрены в докладе Н. Харитонова. Существующие
процедуры, несмотря на заявительный принцип, занимают 6-8 месяцев! Поэтому
предлагается начать переход к т.н. уведомительному принципу частотного
обеспечения, что позволит сократить процедуру до 1-2 месяцев.
Докладчик отметил, что, несмотря на прогрессивный характер Решения ГКРЧ от
24.02.2004 32/4, при его разработке были исключены отдельные позитивные
положения. Вероятно, стоит вернуться к данному документу и подумать о его
дополнении.
Прошедшие в рамках конференции Круглые столы при всей многоплановости
обсуждаемых тем, так или иначе, сводились к обсуждению ряда положений Закона О
связи. Развитие отрасли без необходимых подзаконных актов затормозилось (СОТОВИК,
2004.05.21), причем все усугубила нагрянувшая
административная реформа.
Сегодня очевидно, что подготовленный Закон О связи следовало принимать, имея
на руках проекты 30-40 подзаконных актов, которые и составляют его правовую
основу, определяют жизнедеятельность отрасли. Но как говорится, крепки задним
умом.
Итак, отрасль — и операторы, и производители, да и непосредственные исполнители
чиновники, ждут от вновь назначенного руководства Министерства оперативных и
продуманных решений, т.к. вопросов за эти месяцы накопилось более чем
достаточно.
Об этом говорили многие участники прошедшей конференции, которая была прекрасно
организована и позволила всем действующим лицам обменяться мнением о ситуации,
которая ждет скорейшего разрешения.
Основные задачи Национальной радиоассоциации на ближайший год сформулированы в
принятых на пленарном заседании Рекомендациях конференции.
Смогут ли общественные организации объединить усилия, а администрация устранить
препоны на пути радиотехнологий можно будет судить через год, на очередной
конференции Национальной радиоассоциации.
© СОТОВИК