<p align="right">В.Г.Павлов,<br> Ассоциация 3G
Наша страна ощущает сегодня острую потребность в
усовершенствовании методов управления использованием радиочастотного спектра.
Чтобы удовлетворить эту потребность, мы опираемся, прежде всего, на наше
собственное понимание стоящих перед страной проблем, возможностей и способов их
решения. Вместе с тем мы с интересом изучаем опыт других стран. Особого внимания
заслуживает опыт Соединенных Штатов Америки — общепризнанной мировой величины в
эффективном использовании радиочастотного ресурса как для военных, так и для
гражданских нужд.
Управление использованием спектра в США осуществляют:
Федеральная комиссия по связи (Federal Communications Commission) и
Национальная администрация связи и информации (National Telecommunications and
Information Administration).
Функции FCC: распределение, выделение, назначение частот гражданским
пользователям для коммерческого использования, а также местным органам власти и
органам власти штатов.
Функции NTIA: управление использованием спектра на цели обороны и другие нужды
органов федеральной власти.
FCC и NTIA активно взаимодействуют.
Главной задачей политики использования спектра в США является повышение его
эффективности посредством трансформации существовавшего десятилетиями
командно-административного метода управления в частотной политике в рыночно
ориентированную систему управления. Последняя сводит к минимуму административное
вмешательство в процесс использования спектра, обеспечивая при этом большую
надежность системы управления и эффективного использования радиочастотного
ресурса.
Работа по корректировке политики использования спектра ведется по следующим пяти
основным направлениям:
Распределение и назначение частот с преимущественной ориентацией на рынок
Обеспечение лучшей защиты от помех.
Повышение экономической эффективности использования спектра.
Гарантированное обеспечение связи для общественной безопасности.
Соблюдение международных рекомендаций и обязательств по использованию спектра.
Ответственность за эту работу перед Конгрессом США в области использования
спектра для гражданских нужд несет Федеральная Комиссия по связи, являющаяся
независимым федеральным агентством.
Функции ФКС законодательно определены как:
осуществление государственного контроля над всеми каналами радиопередач в США;
предоставление прав использования каналов радиопередач различным организациям
без оформления их в собственность,
проведение классификации радиостанций по службам,
назначение полос радиочастот,
определение допустимой мощности излучаемых сигналов, времени работы и места
расположения станций,
регламентация типов используемой радиоаппаратуры,
поощрение развития новых технологий и служб,
взимание денежного сбора с владельцев лицензий и других субъектов,
деятельность которых регулируется ФКС, за осуществление Комиссией управляющих
функций,
выдача лицензий пользователям спектра по результатам торгов (конкурс,
аукцион).
Сегодня главными задачами Комиссии считаются:
обеспечение большей гибкости в управлении использованием спектра,
согласование уровней помех посредством переговоров пользователей,
упрощение правил и процедур назначения частот,
внедрение новых приемов эффективного использования спектра,
активизация вторичного рынка спектра,
расширение полос частот для нелицензируемого использования спектра.
Остановимся на аспектах управления использованием спектра, которые могут
представлять наибольший интерес для регулирующих российских органов
государственной власти.
Проведенные Комиссией выборочные измерения документально подтвердили априорный
тезис о неравномерности загрузки разных участков спектра.
В то время как некоторые полосы частот перегружены (например, назначенные
базовым станциям сетей сотовой связи), другие не используются или используются
лишь в отдельные периоды времени.
Сформулированы задачи более полного использования спектра:
систематического измерения занятости спектра (в США нет организации в чьи
обязанности входило бы такое измерение),
обнаружения свободных временных и/или пространственных "окон", существование
которых обусловлено непостоянством работы пользователей спектра во времени и
пространстве,
обеспечения возможностей использования свободных "окон",
предоставления службам возможности сдачи в аренду другим службам избыточной
емкости спектра,
освоения полос частот свыше 50ГГц, в том числе для высокоскоростной
беспроводной связи в локальных сетях сверхширокополосного доступа к сети
Интернет и организации связи типа "точка-точка" и "точка-многоточие".
Американцы ставят перед собой задачу реформирования устаревшей, как они считают,
системы управления использованием спектра с целью максимизации потенциальных
выгод, получаемых обществом от использования общенационального радиочастотного
ресурса. Особое внимание уделяется удовлетворению резко возросших потребностей в
услугах и устройствах сотовой связи. Как и у нас, там в свое время сильно
недооценили перспективу роста спроса и предложения на рынке услуг подвижной
связи, и не сумели как следует приспособить к нему ресурсную базу, обеспечить
решение вопросов электромагнитной совместимости.
Общепризнанной необходимости повышения интенсивности использования спектра
соответствуют и возросшие технологические возможности его обеспечения. Цифровые
сигналы обладают большей помехоустойчивостью в сравнении с аналоговыми, а методы
их обработки (кодирование сигнала, коррекция ошибок) более эффективны в борьбе с
помехами.
Ввиду того, что эксплуатационные параметры современных радиоустройств
определяются гибким программным обеспечением аппаратурной части, рабочая
частота, тип модуляции и формат передачи способны меняться, приспосабливаясь к
особенностям спектрального окружения, и действовать на частотах, не используемых
или временно не используемых другими.
Учитывая возрастающую адаптационную способность устройств "программируемой"
связи, ФКС рассматривает предложение об устранении ограничений, не позволяющих
владельцу лицензии делать свои частоты доступными для других пользователей на
началах совместного использования спектра по времени.
Важнейшей тенденцией рыночно ориентированного управления использованием спектра
в США является предоставление пользователям права самостоятельно выбирать
наиболее подходящую технологию для применения в выделенных участках спектра. При
условии соблюдения определяемых Комиссией предельных значений мощности излучения
для полосы пользователь сам приспосабливает технологию к особым условиям,
например, снижает мощность сигнала в перегруженных областях спектра в городах и
повышает — в менее загруженных сельских районах.
Таким образом, в США считают важным обеспечить эволюционный переход от командных
методов управления использованием спектра как области действия ограниченного
числа радиоэлектронных средств к рыночным методам, обращенным к постоянно
возрастающему множеству РЭС. Схожесть ситуации в США и России очевидна!
Эффективное использование спектра в России первостепенная задача Ассоциации
операторов сетей связи третьего поколения 3G.
Ряд работ в этом направлении уже проделан:
проведен детальный анализ загруженности диапазона 2 ГГц,
даны рекомендации по высвобождению диапазона 2 ГГц,
изысканы полосы частот для обеспечения работы четырех фрагментов опытной зоны
UMTS в Москве и Санкт-Петербурге,
разработаны предложения по распределению полос частот между сетями различных
операторов при переходе к коммерческой эксплуатации сетей UMTS,
утверждены временные нормы частотно-территориального разноса РЭС сетей UMTS и
РЭС военного назначения,
внесены предложения о порядке и условиях лицензирования операторской
деятельности по оказанию услуг 3G, включая частотный аспект.
Ведутся разработки по темам:
согласованное создание и развитие сетей, использующих различные технологии
связи 3G (UMTS и CDMA2000),
распределение спектра в диапазоне 2 ГГц между операторами сетей связи 3G,
построение взаимодополняющих сетей широкополосного беспроводного доступа и
сетей связи 3G,
использование в сетях связи 3G спутникового сегмента и высокоподнятых платформ
(HAPS).
Ассоциация 3G сотрудничает по вопросам использования спектра с обширным кругом
органов и организаций. Среди них:
некоммерческие объединения (НРА, Ассоциация GSM, Ассоциация-800, АДЭ и др.),
органы государственной власти и регулирования (Госдума РФ, Минтранссвязи
России, ГКРЧ, ГРЧЦ и др.),
международные организации (ITU, UMTS Forum, ETSI, CDMA DG, IA450 и др.)
Ассоциация 3G открыта для сотрудничества со всеми, кто заинтересован в улучшении
управления использованием радиочастотного спектра.
Доклад предоставлен Ассоциацией 3G
© СОТОВИК