Напомним, что одним из главных объявлений СЗТ на
завершившейся на прошлой неделе выставке "Норвеком-2006", помимо нового проекта
"Авангард", был анонс начала развития услуг NGN, включая Triple Play (напомним,
что под этим обычно подразумевают доставку услуг передачи данных, видео и голоса
до абонента из "одной розетки" и по единой технологии, включая биллинг). В
частности, перспективам развития этого направления были посвящены доклад
топ-менеджеров СЗТ на предваряющей "Норвеком" специализированной конференции.
Как выяснилось в дальнейшем, компания приступила уже к практическим шагам, и
первой здесь стала технология IPTV. Напомним, что в ее рамках видеосигнал
передается посредством оптоволоконной сети или витой пары до конечного
пользователя, при этом канал должен обладать скоростью передачи данных не менее
4,5 Мбит/с для обеспечения качественного изображения. Данная технология
позволяет расширить понятие кабельного ТВ до интерактивного сервиса. На базовом
уровне здесь подразумеваются такие функции, как "картинка в картинке",
разделение экрана на несколько частей, описание всех телепередач, возможность
включения "серфинга" (перемещения с определенным интервалом времени) по
различным каналам. В качестве абонентского оборудования используются
телевизионные приставки (так называемые set-to-box), которые подключаются с
одной стороны к сети оператора, а с другой - к телеприемнику или компьютеру.
Стоимость такого оборудования на сегодняшний день составляет около 250
USD. На стенде СЗТ было представлено оборудование
Amilo, которое уже сертифицировано для использования в России.
Помимо просто "телевидения с расширенными возможностями", СЗТ
также тестирует такие сервисы, как Video-on-Demand (видео по запросу) и
"Виртуальный кинотеатр". С помощью VoD пользователь сможет заказывать трансляцию
того или иного фильма на определенный промежуток времени ? по сути, это услуга
аренды фильма, причем это можно сделать на день, неделю или приобрести в
постоянное владение. "Виртуальный кинотеатр" предполагает трансляцию
определенного фильма в определенный промежуток времени ? "сеанс", на который
пользователь может заказать "билет". К каждому фильму предлагается описание и
трейлер.
Первые испытания IPTV СЗТ организовал на своей базе в Великом
Новгороде. Одним из факторов для выбора этого города стало наличие здесь активов
СЗТ ? компаний "Новгород Дейтаком" и "Новгород Датаком", в том числе
занимающихся развитием районных сетей, которые охватывают практически весь
город. Наличие доступа по общегородской Ethernet-сети позволяет СЗТ предлагать
услугу IPTV без существенной модернизации основных телекоммуникационных
мощностей местного филиала "Новгородтелекома". "Наша сеть
в Великом Новгороде охватывает 40 тыс. абонентов по технологии "оптика до
квартиры". Рабочий прототип системы, который будет запущен в Новгороде,
предусматривает предоставление трех базовых услуг: "ТВ трансляции", "Домашний
кинотеатр" и "Видео по запросу", которые будут поочередно запущены начиная с
весны этого года", - рассказывает начальник отдела внутрикорпоративных
коммуникаций и связей с общественностью ОАО "СЗТ" Наталья Назарова.
Сейчас компания также развертывает опытные зоны IPTV в
Петербурге и Ленинградской области. Одним из способов доставки станет технология
ADSL, масштабный запуск которой под брендом "Авангард" по всему региону был
анонсирован на "Норвекоме". Напомним, что компания будет использовать вариант
ADSL2+, которая теоретически позволяет достигать скорости передачи данных до 24
Мбит/с. Кроме того, напомним, что сейчас все новые подключения абонентов к
телефонной сети общего пользования, проводимые СЗТ в Петербурге в районе
новостроек, проводятся по технологии fibre to the home - когда в каждый дом
организуется оптоволоконный канал. В качестве контент-провайдера СЗТ выбрала
компанию Synterra-Media - новый проект альянса операторов Synterra. Провайдер
поставляет контент в виде определенных телеканалов и фильмов, системы управления
и биллинга, а СЗТ выполняет функцию транспортировки услуг до конечного
пользователя. Подробности договоренностей не раскрываются, но известно, что
сейчас поставки контента идут в тестовом режиме и не являются полноценной
реализацией полного набора услуг, которые будут доступны при коммерческом
запуске. "Новые услуги позволяют избежать привязки
исключительно к передаче голосового трафика внутри нашей сети. Кроме того, новые
технологии позволят нам использовать медную пару с большим эффектом. Вероятнее
всего, на следующем "Норвекоме" на нашем стенде главное место займет именно
IP-телевидение. Кроме того, мы уже готовимся к конкуренции с существующими
операторами кабельного телевидения", - комментирует главный специалист
отдела организации продаж компании "Северо-Западный Телеком" Борис Карлов.
По оценке других игроков рынка, запуск IP-телевидения
является позитивным шагом в развитии компании. "Инициатива
интересная, и для телефонного монополиста это верный шаг. Ведь кто-то должен
быть первым, и интерес к таким услугам со стороны столь серьезного игрока
подтолкнет рынок в сторону серьезного развития", - отмечает руководитель
отдела продаж компании "Объединенные сети" Дмитрий Петров. Что касается других
крупных игроков, то они в будущем также собираются вводить услуги Triple Play. "Мы
рассматриваем сейчас возможность внедрения таких услуг для наших клиентов, но о
конкретных планах говорить пока рано. У нас нет и коммерческой модели работы в
этом сегменте", - отмечает коммерческий директор компании "Северен
Телеком" Денис Смирнов. "На данный момент услуга
IP-телевидения находится в тестовой эксплуатации. Ориентировочно до конца 2006
года она будет запущена в коммерцию. Мы уже не являемся первопроходцами в данном
отношении, поэтому торопиться здесь не имеет смысла ? посмотрим, как отреагирует
рынок на первые инициативы", - говорит менеджер по рекламе и PR компании
"ПетерСтар" Алина Карпиченко. Отметим, что сегодня комплекс услуг Triple Play,
таких как передача видео, голоса и данных по одной сети посредством
IP-телефонии, у компании "ПетерСтар" доступны для корпоративных абонентов.
Предлагать полный комплекс услуг для частных пользователей компания не
планирует.
Еще одной компаний, которая в этом году намерена запустить в
коммерческую эксплуатацию услуги Triple Play, является "Корбина Телеком".
Сегодня тестирование услуг проводится в Москве, по окончании процесса запуск в
коммерцию пройдет везде, где работает компания. "Сложность
услуг Triple Play заключается не в их запуске, а в том, чтобы организовать саму
инфраструктуру, включающую биллинг, портал и т. п. Необходимо, чтобы услуги были
удобны в использовании для абонентов", - считает руководитель
петербургского филиала компании "Корбина Телеком" Денис Куликов. "Мы
уже рассматривали возможность предоставления нашим клиентам такой возможности.
Но здесь существует несколько подводных камней, о которых следует помнить.
Во-первых, оборудование для приема-передачи сигнала пока еще обладает
достаточного высокой ценой. Во-вторых, необходимо чтобы на рынке было несколько
контент-провайдеров - для обеспечения пользователей качественным выбором. Можно
ожидать, что оборудование, как это когда-то произошло на рынке со спутниковым
ТВ, существенно подешевеет и на рынке появится несколько контент-провайдеров, и
тогда мы, разумеется, также предложим нашим клиентам подобную услугу", -
резюмирует коммерческий директор компании "Матрикс Сетевые Решения" Ольга Мокина.