Региональный созыв связистов
Вчера, 14 февраля, в Петербурге стартовала 13-я по счету телекоммуникационная выставка "Норвеком". По сравнению с прошлым годом состав участников практически не изменился ? за исключением небольшого его сокращения и полного переезда в единый павильон, что придает мероприятию все более "местечковый" вид. Однако основные игроки стараются поразить посетителей и друг друга технологическими новациями.
Текущий "Норвеком-2006" завершится 18 февраля. Согласно официальным данным, метраж выставки не уменьшился по сравнению с прошлым годом, снова составив около 10 тыс. кв. м. С формальной точки зрения, количество участников тоже не изменилось и составляет все те же "около" 200 компаний. Правда, в официальном каталоге указано 101 имя, а по другим сведениям на выставке представлено около 120 компаний (против 150 в 2005 году). Однако самое главное визуальное изменение ? выставка полностью переехала в павильон ? 7 "Ленэкспо", который был недавно запущен в эксплуатацию (напомним, что последние два года "Норвеком" традиционно занимал 2, 3 и 4 павильоны). Как прокомментировали в оргкомитете мероприятия, новый павильон по метражу не уступает предыдущим раздельным площадям, при этом более готов к проведению такой выставки с технической точки зрения. Однако внешне это смотрится как сокращение географических масштабов "Норвекома" - особенно с учетом того, что площадь павильона не занята на 100%. Как и два последние года, выставка разделена на две зоны: "Норвеком pro" и "Норвеком open". Напомним, что последняя демонстрирует услуги и технологии, интересные массовому рынку, "Норвеком pro" предназначена для специалистов. Однако если в прошлом году это разделение было физическим ? разнесено на различные павильоны, то сейчас посетителю трудно будет избежать смешения "стилей".
С точки зрения официальной поддержки, дела обстоят немногим лучше. Как и в прошлом году, до официального открытия состоялся брифинг, посвященный вручению премии "Лидер российского бизнеса в телекоммуникациях и связи" (среди его лауреатов отмечены "Связьинвест", МТС, "ВымпелКом", "МегаФон", "Голден Телеком", МГТС, "Комстар", "ТрансТелеКом", СМАРТС и "Северо-Западный Телеком"). В объявлении результатов конкурса приняли участие как чиновники (помощник министра информационных технологий и связи Алексей Киселев), так и представители операторов (генеральный директор ОАО "Связьинвест" Валерий Яшин, генеральный директор ОАО "Северо-Западный Телеком" Владимир Акулич). Фактически они же и открывали затем "Норвеком-2006" с привлечением сил со стороны местной администрации.
Состав ключевых игроков, представленных на мероприятии, не изменился. Основные площади, как и в прошлых годах, заняли компании, сфокусированные вокруг холдинга "Телекоминвест" — это "МегаФон", "Петербург Транзит Телеком", "Вэб Плас", "ПетерСтар", "НЭК Нева", "Национальная таксофонная сеть", а также "полугосударственные" операторы ? "Северо-Западный Телеком", "Ростелеком". Среди других традиционных участников ? "Скай Линк", "Межрегиональный Транзит Телеком". Еще один из постоянных участников ? "Метроком" — на этой выставке выглядит столичным пришельцем, выставляясь под объединенным брендом "Метроком ? Комстар Объединенные Системы" (напомним, что в минувшем году акции петербургского оператора ушли под контроль московского "Комстара"). Среди крупных производителей заметны стенды Lucent и Iskratel. Еще один стабильный факт ? от участия в "Норвекоме" отказались сотовые операторы "Билайн" и "Мобильные ТелеСистемы".
"Центровым" местом павильона является стенд СЗТ ? он самый большой по площади, а реклама новых торговых марок ? "красного" "Авангарда" и "зеленого" "Аванса" бросается в глаза с самого входа на выставку. Напомним, что они были представлены в конце прошлого года, и под первым компания продвигает на массовом рынке услуги ADSL-доступа, а под вторым ? коммутируемого доступа в кредит. В принципе, весь стенд компании "крутится" вокруг "Авангарда" — на площадке СЗТ посетители могут воспользоваться данной услугой, проверить техническую возможность подключения услуги у себя дома, приобрести ADSL-модем, оформить заявку и подписать договор и т. д. При этом вместе с выводом на рынок нового бренда СЗТ анонсировал два события — специальное предложение по подключению к услуге "Авангард" и новый тариф ADSL 256K. Кроме того компания осветила некоторые вопросы создания и продвижения этого бренда на региональном и петербургском рынках. Еще одна ключевая новинка на стенде СЗТ ? комплекс интегрированных услуг Triple Play, а также услуги доступа в Интернет, телевидения, видео по запросу, предоставляемых по одному широкополосному каналу на базе технологии IP.
Следующими по метражу стендов и "шумности" идут сотовые операторы ? "МегаФон" и "Скай Линк". Для них основной темой являются презентации последних технических реализаций. Так, "Скай Линк" проводит презентацию технологии EV-DO ? высокоскоростной мобильной передачи данных, которая продвигается под торговой маркой SkyTurbo. Оператор совместно с компанией All Systems демонстрирует услуги на базе EV-DO ? это "Мобильное ТВ" и "Удаленное видеонаблюдение". Кроме того, в первый день выставки компания провела пресс-конференцию, где было рассказано о продвижении услуг компании на федеральном уровне в рамках единой коммуникационной стратегии "Я доволен". Компания "МегаФон", в свою очередь, традиционно делает акцент на последних технических достижениях сети — дополнительных услугах, которые сейчас продвигаются в рамках общефедерального бренда "МегаФон.Pro". На своем стенде "МегаФон" показывает свое мобильное телевидение, услуги Wi-Fi и EDGE, сервисы, доступные через WAP-портал, и java-каталог мелодий, MMS-услуги. Часть программы посвящена программе лояльности "МегаФон-Бонус", которая стартовала в Петербурге в августе прошлого года. Также посетители стенда компании могут принять участие в конкурсах, а их победители попадают в игру "МегаЭрудит".
Из федеральных фиксированных операторов "Ростелеком" в этом году представила традиционный спектр услуг, включая аренду каналов, пропуск международного и междугородного трафика, транзит "Европа-Азия", а также интеллектуальные услуги связи. Для конечных пользователей компания представила услуги "Предоставление междугородного и международного телефонного соединения" (напомним, что в этом году монополия этого оператора на этот вид услуг разрушена) и универсальную "Карту связи". Кроме того, на стенде компании установлена стилизованная телефонная кабина, из которой можно совершить звонок в любую точку мира. "Межрегиональный Телеком Транзит" продвигает ту же дальнюю связь для конечных клиентов, являясь здесь конкурентом "Ростелекома". Также оператор презентует свои классические услуги — WLAN-роуминг, GPRS-роуминг и MNP. Представитель МТТ в Петербурге ? компания "Невалайн" — основной акцент делает на своей роли как сервис-провайдера.
Что касается крупных городских операторов, то крупнейший из них ? "ПетерСтар" — для всех посетителей выставки бесплатно предоставляет широкополосный доступ в Интернет, в том числе беспроводной доступ Wi-Fi, местную, международную и междугородную телефонную связь. Для корпоративных клиентов компания демонстрирует услуги IP VPN-телефонии на базе оборудования Samsung ? это новый вендор телефонной техники у "ПетерСтара". Также жителям Васильевского острова предоставлена возможность подключения ADSL со скидкой 50%. Компания "Метроком", на 45% принадлежащая "Комстар-ОТС", анонсировала проект "Сеть двух столиц", планируемый к запуску в середине 2006 года. Он предусматривает расширение существующего канала Москва — Петербург в целях обеспечения на базе волоконно-оптической сети "Метроком" клиентов северной столицы полным спектром услуг NGN, предоставляемых "Комстар-ОТС" в Московском регионе. Потенциальные возможности проекта "Сеть двух столиц" демонстрируются на объединенном стенде компаний. Отметим, что в рамках экспозиции посетители выставки могут познакомиться с пока еще не представленными в полном объеме на рынке Петербурга возможностями виртуальных частных сетей (VPN), включающими услуги видеоконференцсвязи, видеонаблюдения по выделенным каналам, IP-телефонии, IP-Centrex, IPTV. Как сообщили представители компании, частичный запуск данных услуг запланирован на текущий год.
Возможности Wi-Fi-доступа также демонстрируют "Вэб Плас" и ее партнер ? компания "Санкт-Петербургские Таксофоны" (СПТ). На стенде последней представлена услуга беспроводного доступа к Интернету с использованием таксофонов (хот-спот установлен в таксофонный аппарат). Кроме того, компания презентовала многофункциональный платежный терминал и службу знакомств с таксофонов. Платежный терминал позволяет протестировать работу терминала, оплатив мобильный или домашний телефоны, воспользоваться Интернетом и электронной почтой, позвонить в любую точку земного шара по Единой таксофонной карте России. Также в составе стенда СПТ представлена "Национальная Таксофонная Сеть", демонстрирующая на выставке результаты внедрения Единой таксофонной карты России и коллекционные таксофонные карты.
Традиционным специализированным разделом выставки "Норвеком" является "Почта". В этом году местное управление демонстрирует пункт коллективного доступа в Интернет, как пример реализации программы "Киберпочта", для чего организовано три рабочих места, с которых любой желающий может бесплатно выйти в сеть. Также на данных рабочих местах проводится презентация дистанционного обучения операторов, которое станет возможным уже в этом году, и on-line-подписки через Интернет. Помимо этого на стенде представлен интеллектуальный киоск самообслуживания по оплате наличными услуг сотовой связи и фотокиоск, где можно будет сфотографироваться, а затем отредактировать и распечатать свою фотографию.
© Spbit