Глобальная мобильная
НЕ спутниковая связь
Александр Голышко,
главный менеджер по новым проектам
ЗАО Компания МТУ-Информ
Александр Костинский,
заместитель директора ЗАО
Кинетические технологии, к.ф.-м.н.
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ
Хочешь быть
первым выйди на дорогу последним.
Древняя мудрость
Так получилось, что
авторы предлагаемой Вашему
вниманию статьи имеют отношение к
весьма отличным друг от друга
областям техники. Но когда они
случайно встретились, то оказалось,
что их интересует один и тот же
проект, который может существенно
изменить направление развития
глобальной связи. Но обо всем по
порядку.
Немного истории
Что может быть
общим между братьями Монгольфье,
Томасом Эдисоном и Алексанром
Поповым?
Развитие
человеческого общества всегда шло
параллельно с развитием средств
связи. За многие тысячелетия
человек приспособил для этой цели
дымы костров, голубей, верблюдов,
паровозы, самолеты, космические
корабли и миллионы катушек с
различными видами кабелей от
медных до волоконно-оптических. Для
той же цели сейчас используется
практически весь доступный
радиочастотный диапазон в
атмосфере планеты и за ее
пределами. Дошла очередь и до
летающих аппаратов легче воздуха.
Воздушные шары и
дирижабли, конечно же, не являются
какой-либо технической новинкой
для любого из нас. Более того, мы
привыкли, скорее, считать их неким
архаизмом, от которого
человечество вынуждено было
отказаться еще в 30-е годы нашего
столетия после серии громких
катастроф. Чего стоит хотя бы
авария дирижабля (вспомните фильм
Красная палатка) высокоширотной
экспедиции Нобиле или уничтожение
гигантского Гинденбурга на
военно-морской базе Lakehurst,
Нью-Джерси, всего за 32 секунды. И,
казалось бы, дальнейшее
стремительное развитие авиации и
космической техники навсегда
положило конец спорам о том, кто
перспективнее, несмотря на то, что
дирижабли тоже продолжают
совершенствоваться, да и не
наполняются больше чрезвычайно
горючим водородом.
Кстати, живучесть
у последних на самом деле будет
повыше, чем, к примеру, у самолетов.
Во времена последней мировой войны
заградительные и разведывательные
дирижабли, состоящие из нескольких
секций, продолжали выполнять
боевую задачу, будучи часто
похожими на решето, тогда как для
большинства самолетов даже не
очень прямое попадание
заканчивалось фатально.
Для чего еще
употреблялись дирижабли или
стратостаты в наше время? Все,
наверное, слышали о
метеорологических шарах-зондах или
о стратостатах для изучения
атмосферы, северного сияния и
магнитного поля Земли. На
стратостатах поднимали для
парашютных прыжков первых
астронавтов. Были и другие
известные работы. Были и забавные
случаи. Например, в свое время
аэростат в форме свиньи, запущенный
в рекламных целях во время
гастролей в Австралии группой Pink
Floyd, серьезно напугал летчиков
местной авиалинии. Короче,
общественное мнение давно списало
дирижабли с исторической арены в
качестве массового явления.
А вот с чего
начиналась и к чему пришла
телекоммуникационная отрасль,
когда необходимо обеспечить связью
обширные регионы? Известное дело.
Копать траншеи для кабелей с этой
целью экономически невыгодно.
Выручает беспроводная связь от
систем WLL до сотовой и спутниковой
связи.
Но
радиотелефонную сеть за каждый
холмик или гору не протянешь даже в
густонаселенной Западной Европе,
на спутник много оборудования не
навесишь, да и ремонтировать,
особенно на геостационарных
орбитах, его не будешь. И уж если
какая-то часть спутника умерла, так
умерла. Таких примеров
отечественная и зарубежная
практика знает достаточно.
Десять лет назад
всемирная телефонная беспроводная
связь казалось замечательным
достижением. Соответственно
появились два десятка проектов
построения такой системы с помощью
космических аппаратов.
Первый большие
геостационарные (висящие
неподвижно над землей на высоте 36000
км) спутники, с перекрывающимися
зонами охвата. Для надежной связи
их хватило бы около десяти. Второй
орбитальная группировка от 30 до
1000 штук небольших низколетящих (от
800 до 1500 км) спутников
рассредоточенных над Землей
равномерной сетью. Среди таких
проектов первой к победному финишу
приближается программа Iridium, в
рамках которой должно быть
запущено на низкие орбиты 66
космических аппаратов и обещается
всемирная связь с ноября 1998 года. На
подходе программа Globalstar с 48
спутниками. И это далеко не все. Но
почему не слышно казалось бы весьма
уместных поздравлений новому
достижению человечества?
Невольно
вспоминается древняя мудрость,
вынесенная в эпиграф. Дело в том,
что бурное развитие новых
технологий связи (особенно за
последние несколько лет), дополнило
триумфальное шествие персональных
компьютеров и решительно изменило
наши требования к всемирной сети.
Последняя должна быть не только
цифровой, но и обеспечивать
передачу информации большинству
потребителей с недостижимой ранее
скоростью порядка нескольких Мбит
в секунду. Да и традиционная
телефония вдруг стала далеко не
основной составляющей глобальной
связи. Сейчас, например,
прогнозируется, что в течение
ближайших лет до 80% международного
телефонного трафика будет идти
через сеть ИНТЕРНЕТ. Но это лишь
одно из многих приложений этой
всемирной сети.
Вот тут и
появилась идея использовать для
беспроводной связи дирижабли. Тем
более, что
С
атаманом Биллом не приходится
тужить -
продолжение.
К
оглавлению
(с) Александр Голышко, Александр
Костинский.
(с) Впервые опубликовано в журнале
"Вестник связи" 12-98 с.59-65
|