|
Структура рынка аренды каналов связи РФ / СОТОВИК |
|
Аренда каналов связи является инфраструктурной
телекоммуникационной услугой в рамках телекоммуникационной отрасли. На базе
данной услуги предоставляется целый спектр телекоммуникационных продуктов
(традиционная и IP-телефония, передача данных и Интернет и пр.). Большинство
телекоммуникационных игроков на рынке при предоставлении конечных услуг
потребителям арендуют каналы связи или используют собственную инфрастуктуру.
Текущий объем рынка аренды каналов связи в РФ мы оцениваем
примерно в 330-350 MUSD, что составляет около 2,5% от объемов
телекоммуникационного рынка РФ. Доля рынка аренды каналов связи в объемах
телекоммуникационной отрасли достаточно стабильна, т.к. услуга является
инфраструктурной в рамках отрасли.
По типу каналов мы разделяем рынок на две принципиально
разные группы:
Наземные (как правило, оптико-волоконная сеть под землей
или подвешенная на столбах в рамках инфраструктуры железных дорог или линий
электропередач и т.п.).
Спутниковые
Основным технологическим решением на рынке являются наземные
каналы, т.к. они гарантируют более высокое качество услуги и возможность
резервирования канала. Основной объем трафика передается в рамках РФ именно по
наземным каналам
Спутниковые каналы используются в основном для резервирования
уже существующих наземных каналов или в случаях недоступности территории для
наземных каналов связи (районы Дальнего Севера и пр.).
Граф.1. Доли наземных и спутниковых каналов в структуре
рынка аренды каналов в РФ.
По длине и емкости каналов связи, рынок можно разделить на
три сегмента:
Внутригородские каналы связи (расположенные внутри крупных
населенных пунктов). Данные каналы существуют, как правило, в рамках любых более
или менее крупных населенных пунктов и являются сравнительно небольшими по
емкости.
Межгородские каналы (соединяют крупные населенные пункты в рамках региона).
Данные каналы существуют между крупными населенными пунктами одного региона,
которые характеризуются достаточно большой потребностью в обмене трафика между
ними.
Межрегиональные каналы (соединяют региональные центры). Данные каналы
принимают на себя наибольшие объемы трафика между крупными городами.
Крупнейшими игроками на рынке каналов связи РФ являются:
Ростелеком
Компания входит в холдинг Связьинвест и является крупнейшим
игроком на рынке каналов связи. Ростелеком принимает в свою сеть весь
междугородний и международный трафик всех межрегиональных компаний, входящих в
холдинг Связьинвест.
ТрансТелеКом
Компания является ведомственным оператором связи, акционером
которой является ОАО Российские Железные Дороги. ТрансТелеКом обслуживает
технологические потребности транспортного гиганта и, при этом, работает на
свободном телекоммуникационном рынке. Компания, в основном, работает на рынке
межрегиональных и межгородских каналов связи.
Ведомственные операторы связи на базе активов
энергетической, газовой и нефтяной отраслей (Газком, Связьтранснефть и т.д.).
Данные ведомственные операторы практически не работают на
свободном телекоммуникационном рынке и сконцентрированы на обслуживании
потребностей отрасли.
Спутниковые операторы (ФГУП Космическая связь, Газком).
Данные операторы обслуживают в основном труднодоступные
регионы, где отсутствуют наземные каналы связи.
Прочие альтернативные операторы ("Сонера", "Раском" и др.)
Как правило, данная группа операторов работает только на 1-2
направлениях (в большинстве случаев только на направлении Москва - Санкт
Петербург - Финляндия).
Межрегиональные компании холдинга "Связьинвест"
Каналы между компаниями холдинга "Связьинвест" обычно связывают
крупные региональные центры. Наиболее развитой структурой характеризуются:
Северо-Западный ФО, Поволжский ФО, Центральный ФО, Уральский ФО.
Граф.2. Распределение долей крупнейших игроков на рынке
аренды каналов связи РФ.
© Сергей Аверин, аналитик ИАА Сотовик
|