|
Обзор рынка сотовой связи стран СНГ и Балтии. Итоги 2Q05 - Часть 2 / СОТОВИК |
|
В данной части нашей публикации мы рассмотрим показатели
степени проникновения по регионам и доли рынка крупнейших операторов сотовой
связи стран СНГ и Балтии.
При рассмотрении рынка сотовой связи стран СНГ и Балтии мы
будем выделять следующие группы:
? Группа 1. ? Балтия (Эстония, Литва, Латвия)
? Группа 2. - Кавказ (Азербайджан, Грузия, Армения)
? Группа 3. ? Средняя Азия (Казахстан, Узбекистан,
Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан)
? Группа 4. ? Украина, Беларусь, Молдова
? Группа 5. ? РФ*
* - Мы специально выделяем РФ в отдельную группу для целей
сравнения развития российского рынка с другими группами рынков.
По нашему мнению, именно такая группировка рынков СНГ и
Балтии с определенными допущениями** позволяет разделить регионы уровню развития
рынка сотовой связи.
** - Рынок сотовой связи Молдовы несколько отстает в
развитии от рынков Украины и Беларуси, рынок Казахстана несколько опережает
развитие других рынков Средней Азии, рынок Армении несколько отстает в развитии
от других рынков Кавказа.
Степень проникновения сотовой связи на конец 2Q05
? Средняя степень проникновения сотовой связи в странах СНГ
и Балтии в 2Q05 выросла с 40,7% до 46,6%.
? Степень проникновения в странах Балтии уже превысила
обычный для Восточной Европы уровень в 75%, за 2Q05 показатель вырос до 86,4%.
? Стремительно растет степень проникновения в РФ, по итогам
2Q05 показатель на рынке РФ достиг 67,2%. Рынок РФ примерно на 1-1,5 года
отстает в развитии от рынков стран Балтии и других восточноевропейских рынков.
? Группа рынков "Украина-Беларусь-Молдова" примерно на 1
год отстает по показателю степень проникновения от российского рынка. По
итогам 2Q05 степень проникновения составила около 37%.
? Примерно на 1 год отстают в развитии страны группы
"Кавказ" от группы рынков "Украина-Беларусь-Молдова". По итогам 2Q05 степень
проникновения в странах группы "Кавказ" составила около 21%.
? Группа "Средняя Азия" находится пока на самом раннем
этапе развития рынка сотовой связи. По итогам 2Q05 степень проникновения в
макрорегионе достигла 8,7%.
? Маловероятно, что большинство рассматриваемых нами рынков
(особенно, группы "Кавказ" и "Средняя Азия") достигнут уровня степени
проникновения, характерной для рынков стран Балтии (что тождественно странам
Восточной Европы). В данной ситуации уже "включаться" макроэкономические
факторы (доходы населения и т.п.).
? Тем не менее, для РФ, Украины и Беларуси рост уровня
степени проникновения до 75% можно считать достаточно реалистичным сценарием.
Для РФ такой сценарий развития "грозит" реализоваться в конце 2005 ? начале
2006 гг.
Российские операторы уже присутствуют на рынках Украины (МТС),
Беларуси (МТС), Казахстана ("ВымпелКом"), Узбекистана (МТС), Таджикистана ("МегаФон"),
Туркменистана (МТС).
Мы будем регулярно "мониторить" доли рынка операторов уже в
рамках постсоветского пространства, т.к. российским операторам в рамках рынка РФ
уже становится явно "тесно". Можно не сомневаться, что 2005-2006 гг. станут
периодом "массовой экспансии" российских операторов на рынки стран
постсоветского пространства.
Кроме российских операторов наиболее заметными игроками на
постсоветском пространстве являются:
? Kyivstar. - В среднесрочной перспективе возможно
объединение "ВымпелКом" и Kyivstar - предпосылкой к этому может стать похожая
структура акционеров обоих операторов ("Альфа-групп" и Telenor). В противном
случае, "ВымпелКом" будет пытаться выйти на рынок Украины самостоятельно через
покупку местных операторов, владеющих GSM-лицензией.
? Fintur - Группа операторов, представленная в Казахстане,
Азербайджане, Грузии, Молдове.
? TELE2 - Группа операторов, представленная в странах
Балтии и РФ.
Распределение долей крупнейших игроков в приросте рынка по
итогам 2Q05 в рамках рынка сотовой связи на постсоветском пространстве
представлено на следующем графике.
Распределение долей операторов в приросте рынка по итогам
2Q05
Распределение долей рынка крупнейших игроков по итогам 2Q05 в
рамках рынка сотовой связи на постсоветском пространстве представлено на
следующем графике.
Распределение долей рынка операторов по итогам 2Q05
? По итогам 2Q05 российские операторы "большой тройки"
контролируют около 73,0% рынка на постсоветском пространстве, что на 0,6%
меньше, чем в 4Q04.
? Лидером на постсоветском пространстве является МТС,
преимущество оператора по доле рынка перед "ВымпелКом" составляет около 7,8%.
Доля рынка МТС на постсоветском пространстве за 2Q05 снизилась на 0,2%, а
"ВымпелКом" ? снизилась на 0,1%.
? Если "рассчитать" вариант объединения "ВымпелКом" и
Kyivstar, то отставание данной группы операторов от МТС по доле рынка на
данный момент составит всего лишь 0,9%. Доля рынка Kyivstar в рамках
постсоветского пространства за 2Q05 выросла на 0,4%, а за весь 2005 год ? на
0,8%.
? Доля рынка группы "другие операторы" по итогам 2Q05
составила около 13,5%, что на 0,1% меньше, чем в1Q05.
? Достаточно вероятно, что Fintur в долгосрочной
перспективе продаст свои активы на постсоветском пространстве крупнейшим
российским игрокам или акционерам российских операторов. Продажа активов TELE2
в странах Балтии маловероятна, т.к. данные рынки являются стратегически
важными для данного оператора.
? Сергей Аверин, аналитик ИАА "Сотовик"
|