|
Рынок мобильных телефонов в мире и в России / СОТОВИК |
|
Рынок мобильной связи по предварительным итогам года
подтвердит статус одного из самых быстрорастущих. В начале прошлой недели были
опубликованы данные о глобальных продажах сотовых телефонов, которые удивили
даже специалистов. Согласно отчету аналитической компании Gartner Dataquest, в
2003 году на мировом рынке сотовых телефонов будет продано 500 млн. трубок - на
10% больше, чем в предыдущем году. Продажи сотовых телефонов в третьем квартале
нынешнего года в очередной раз выросли и достигли 132,8 млн. мобильных
терминалов за три месяца наблюдений. Это на 22% больше, чем в прошлом году.
"На рынке мобильных телефонов настоящий
бум. Мы наблюдаем феноменальный рост, - отмечает аналитик компании Бэн
Вуд, - в начале года мы ожидали, что результаты будут на уровне 460-470 млн.
штук, но сейчас вполне можно рассчитывать на полмиллиарда к концу года".
Специалисты отмечают также интересную тенденцию расстановки
сил среди производителей телефонов. Значительную долю глобального рынка в 2004
году могут захватить крупные японские корпорации. В первую очередь это такие
гиганты японской индустрии, как NEC Corp. и Matsushita Electric Industrial Co.
Ltd., известная у нас в стране по брендам Panasonic и Technics. В некоторой
степени может измениться и доля лидеров рынка мобильных телефонов. Так, финская
Nokia и американская Motorola подвергнутся большему давлению со стороны
конкурентов - немецкой Siemens AG и южнокорейских Samsung и LG, считают
эксперты.
Подобные тенденции можно проследить уже сейчас. По
результатам продаж в третьем квартале 2003 года Siemens смогла значительно
увеличить свое положение на рынке (с 7% во втором квартале до 9,1%) за счет
ослабления позиций Nokia. Доля финской компании сократилась с 35, 9% в прошлом
году до 34,2%. В планы руководства Nokia такие результаты явно не входили, ведь
в ближайшем будущем компания собирается получить контроль над 40% мирового рынка
сотовых телефонов. Последние достижения Motorola тоже сложно назвать
выдающимися. Рост ее продаж в третьем квартале составил всего 0,1%. Доля
американской компании на рынке снизилась с 15,8% до 14,7%. Более серьезных
результатов добились южнокорейские производители. Samsung удалось увеличить свои
продажи с 9,9% во втором квартале до 11, 2% в третьем, a LG - с 3,8 до 5,3%.
Далее следует SonyEricsson, продавшая на несколько тысяч телефонов меньше, чем
LG.
Интересная подробность - продажи телефонов с цветными
экранами выросли пропорционально общему росту объемов рынка при том, что темпы
продаж аппаратов со встроенными камерами хотя и увеличились с 11% до 14%, все же
отстали от общего роста рынка. Что касается телефонов с модулем Bluetooth, то их
количество достигло 18% от всех проданных в течение 3-го квартала сотовых
телефонов.
Последние исследования в области IT говорят о том, что рост
глобальных продаж мобильных телефонов в будущем будет осуществляться в основном
за счет развивающихся рынков связи. В отчете Японской ассоциации электроники и
индустрии информационных технологий (JEITA) основными лидерами названы Китай,
Индия и страны Ближнего Востока. "Мировой рынок
стремительно расширяется, и в дальнейшем мы ожидаем его устойчивого роста,
поскольку развивающиеся рынки Азии, Ближнего Востока, Южной и Центральной
Америки все добавляют новых покупателей. На более развитых рынках увеличение
продаж будет осуществляться за счет новых аппаратов, предоставляющих более
привлекательные услуги, таких, например, как телефоны со встроенной камерой",
- полагает Кацухико Тамура, ведущий специалист подразделения JEITA,
занимающегося глобальными исследованиями профильного рынка.
Несмотря на то, что Россию японский эксперт не упомянул, во
всех серьезных аналитических отчетах, включая последний отчет самой JEITA, наша
страна рассматривается как перспективный регион для развития рынка
телекоммуникаций. И его возможности очень велики.
По статистике Минсвязи, начиная с 1999 года
телекоммуникационный рынок страны увеличивался на 40% ежегодно, значит,
соответствующее оборудование продавалось с не меньшей интенсивностью. Этим же
объясняется и высокая динамика развития российского рынка сотовых аппаратов и
очевидно, что в ближайшее время его доля в мировом масштабе будет стремительно
расти.
Российский рынок очень динамичен. Абонентская база сотовых
операторов в этом году достигнет 36 млн. человек, а на будущий год она
увеличится до 55 млн. Это довольно серьезный рост, который позволяет активно и
хорошо работать на этом рынке. В этом году в России будет продано порядка 17
млн. сотовых телефонов, в следующем - до 25 млн.
Количество проданных мобильных телефонов, млн. штук
Если считать, что общее число продаваемых в мире телефонов
составляет около 500 млн. то доля России в суммарных продажах в этом году равна
примерно 3%. На будущий год она увеличится почти вдвое и превысит 5-процентный
рубеж.
Но у российского рынка связи есть и отрицательные стороны,
например недостаток западных инвестиций. Заграничные инвесторы пока не спешат
вкладывать средства в российский телеком в полном объеме.
Свои опасения они связывают с недостаточной прозрачностью
отрасли и наличием явных политических предпочтений. Но даже эта проблема в
ближайшее время может быть в значительной степени решена. В начале года вступает
в силу новый федеральный закон "О связи". Он призван ограничить роль государства
в деятельности телекоммуникационных компаний, сделать рынок связи более
прозрачным и регламентированным, а также улучшить положение
компаний-аутсайдеров. По мнению специалистов, новый закон может стать серьезным
толчком к росту компаний в регионах. А развитие регионального рынка связи
является одним из приоритетных направлений отрасли. В первую очередь это
объясняется неравномерностью проникновения сотовой связи в России, то есть
процентного соотношения количества телефонных номеров на душу населения. Этот
показатель сильно различается по стране и зависит от близости к промышленным
центрам. Если в Москве на сегодня сотовые телефоны имеют 65% жителей, при этом
на одного обладателя может приходиться сразу несколько контрактов, то в регионах
проникновение сотовой связи не достигает и 10%.
Такую ситуацию и операторы мобильной связи, и продавцы
мобильных телефонов давно воспринимают как вызов. В 2003 году суммарный прирост
абонентской базы в регионах составил около 59%, а в следующем году он достигнет
66%. Показатели же Москвы и Санкт-Петербурга, несмотря на уверенный рост, могут
немного сократиться.
В начале декабря стала появляться информация о том, что на
рынке сотовой связи наметился дефицит телефонов. Совпало действие сразу двух
факторов: традиционная активность покупателей перед зимними праздниками, дефицит
некоторых компонентов, особенно таких актуальных, как цветные дисплеи и
встраиваемые фотокамеры. Вдобавок к этому производители не смогли правильно
оценить спрос, держа в памяти ситуацию 2001 года, когда возможности рынка,
наоборот, были переоценены и привели к затовариванию складов.
Эти события не обошли стороной и Россию, где число
пользователей мобильных телефонов уже подбирается к цифре 30 млн. Информацию о
дефиците подтвердили в двух крупных сетях по продаже телефонов, хотя и
успокоили, что покупателям опасаться нечего и связью их в любом случае
обеспечат.
Татьяна Гуляева, отдел по связям с общественностью компании "Евросеть":
"На российском рынке сотовых телефонов в последнее время
действительно наблюдается дефицит сотовых телефонов. Это связано с тем, что
производители часто недооценивают объем российского рынка. Однако, человеку,
пришедшему в салон сотовой связи за покупкой, грамотный продавец-консультант
всегда посоветует телефон другого производителя, аналогичный отсутствующему на
данный момент в продаже".
Николай Пулич, отдел закупок компании "Максус" ("Связной"): "Похоже,
что это так. Хватает только аппаратов Nokia, хотя по некоторым моделям также
дефицит".
Однако стоит отметить, что компании, для которых продажа
мобильных телефонов не является основным бизнесом, пока особенной нехватки не
замечают.
Дмитрий Носаков, продакт-менеждер по мобильным телефонам
компании "НТ Компьютер": "Вряд ли можно ожидать настоящий
дeфицит сотовых телефонов, скорее всего, может идти речь о каком-то
специализированном сегменте рынка, например, трубок, рассчитанных на какую-то
одну сеть какого-либо очень популярного оператора (типа японского NTT DoCoMo)".
© Г.Долин, Сотовик
|