"Платное телевидение в России по объему и качеству транслируемых программ, а также по деловой эффективности намного опередило существующую эфирную систему вещания", — считают участники Круглого Стола "Платное Телевидение в России", который состоялся 5 февраля 2007 года в рамках выставки CSTB.
Круглый Стол собрал крупнейших игроков и ведущих экспертов рынка, а также представителей СМИ. Участники мероприятия обсудили перспективы цифрового вещания в нашей стране, проанализировали динамику развития традиционных и новых форм телевещания, оценили прогнозы развития платного телевидения в России и конкурентоспособность отечественного телеконтента.
Как отметили выступающие, новый вещательный сектор — кабельное и спутниковое телевидение стало инвестиционно привлекательным как за счет новых технологий, так и за счет роста доходов населения и роста интереса к услугам, которые предоставляют операторы. По словам Юрия Припачкина, Президента Ассоциации Кабельного Телевидения России, Президента компании "Ренова Медиа", сегодня три четверти населения страны принимает сигналы кабельного ТВ. Это касается не только крупных населенных пунктов, но и средних и мелких городов. В развитых странах эта цифра достигает 90%.
"Приход новых инвестиций в цифровое телевидение невозможен "без четких правил игры", а они сейчас определяются законодательством, привязанным к устаревшим технологиям, которые использовались в России до последнего времени, — подчеркнул Юрий Припачкин, — это, в свою очередь, требует коренного изменения законодательства".
Он также отметил, что существенной помощью в развитии кабельного ТВ стала позиция муниципалитетов после того, как был принят Закон о местном самоуправлении. Власти поняли, что в их руках есть определенный механизм для организации теле и радиовещания. И муниципалитет активно использует эту возможность, позволяя компаниям развиваться, привлекая инвестиции.
По мнению Юрия Припачкина, существующая конкуренция между операторами позволяет получать абонентам услуги с минимальной стоимостью и с максимальным качеством. А вот каким образом "регулировать" этот процесс — это уже дело государственной комиссии под руководством Дмитрия Медведева, которая должна решить существующие проблемы с законодательством.
"Ассоциацию очень волнует вопрос о формировании социального пакета для эфирного вещания, поскольку попытки сделать социальный пакет без "участия" кабельных сетей не приведут к реальному решению вопроса. В планах Ассоциации — решение этой проблемы. Было заключено соглашение с НАТ о создании рабочей группы для разработки предложений по этому вопросу, — сказал докладчик.
Другой серьезной проблемой, волнующей Ассоциацию, остается борьба с контрафактной продукцией. "Раздача бесплатных "сеттопбоксов" населению может привести к массовому видео пиратству в условиях нерешенных проблем управления", — подчеркнул Юрий Припачкин.
Также в планах АКТР — взаимодействие с Российским авторским обществом и работа над сертификацией компаний кабельного ТВ.
Одной из важнейших стратегий развития своих компаний основные игроки рынка назвали развитие услуг. "В ближайшие годы игроки рынка будут конкурировать по качеству и набору предоставляемых услуг. Именно за это развернется борьба", — отметил Михаил Дунаев, Генеральный Директор компании "Cистема Масс-Медиа" (СММ). Докладчик отметил, что на сегодня СММ владеет базой в 1, 5 млн. домохозяйств и планирует в 2007 году увеличить ее до 3 млн. Также в планах компании — внедрение единого федерального бренда, который будет развивать самое главное для абонента — это качество, удобство и отличие от конкурентов. СММ планирует также запуск тестового вещания мобильного телевидения на основе технологии DVB-H.
"Использование существующих сетевых структур и инфраструктур дает возможность операторам расти не только путем расширения абонентской базы, но и путем предоставления абсолютно новых сервисов. Именно новые услуги — залог дальнейшего успешного развития оператора", — подчеркнул Александр Косарев, Директор по развитию бизнеса АМТ-Груп.
С этим мнением согласился Михаил Силин, Генеральный директор Комкор ТВ: "Основа бизнеса оператора — это не техническая составляющая, а система обслуживания абонентов". Рассказывая о планах компании, он отметил, что основное направление ее деятельности — это развитие услуг. Сейчас это широкополосный доступ к сети Интернет, цифровое ТВ, аналоговое ТВ, цифровое радио. "Мы планируем увеличение абонентской базы более чем в 2 раза по широкополосному доступу к сети Интернет и в 3 раза увеличение клиентской базы по услугам цифрового телевидения", — заявил Михаил Силин.
Большой интерес участников Круглого Стола вызвала тема развития IP-телевидения в России. Как отметили выступающие, с развитием IPTV появляется возможность рассматривать телевизор как информационный и коммуникационный центр. Интерактивные информационные сервисы: справки, погода, расписания — то, что сегодня потребляется либо через телефон, либо через компьютер — может быть доступно на телевизионном экране. "Новое поколение услуг в IPTV сетях заметно отличается от платформы первого поколения тем, что они сейчас начинают активно обрастать коммуникационными возможностями", — заметил Игорь Масленников, Президент C.T.I. Пользователи перестают быть массой, они становятся группой или даже отдельными абонентами. Операторы получают возможность обслуживать клиентов с учетом их индивидуальных особенностей и предпочтений — т.е. медийный бизнес получает возможность персонализироваться.
"В каком-то смысле IPTV может оказаться второй волной глобальной IP-перестройки, если под первой понимать развитие IP-телефонии в мире", — добавил Игорь Масленников.
Выступающие обсудили также тему востребованности отечественного контента. "Залог лояльности абонента — качество предоставляемого ему контента", — подчеркнул Александр Теппер, генеральный директор "КОСМОС ТВ". "Сегодня произошла важная тенденция на рынке, а именно поворот в сторону отечественного контента, отвечающего требованиям российского потребителя, — отметил Михаил Дунаев.
Перспективы создания нового уникального контента связаны с появлением медиахолдингов, в состав которых входит много операторов мультисервисных сетей и специальные подразделения или компании по созданию контента.
В свою очередь Олег Колесников, Технический Директор "НТВ ПЛЮС" подчеркнул, что в России HDTV контента практически нет, поэтому компании вынуждены производить собственный либо покупать за рубежом.
"Создание же полной линейки производства контента достаточно дорого и многим операторам просто не под силу. Тем не менее необходимая технологическая база готова, вполне вероятно, скоро появятся крупные контент-провайдеры", — сказал Колесников.
Подводя итоги Круглого стола, его участники основным процессом рынка платного ТВ на ближайшее время назвали консолидацию. По их прогнозам, абонентская база в этом году достаточно серьезно увеличится — в 1,5-2 раза. Это произойдет как за счет строительства новых сетей, так и за счет слияний и поглощений компаний. Объемы инвестиций в кабельное и спутниковое телевидение вырастут в этом году в три раза. Поднимется и средний показатель дохода с абонента. Если сейчас он составляет 5 — 7 USD c абонента (в зависимости от оператора), то в 2007 году эти показатели увеличатся до 8 — 9 USD.
Источник: пресс-релиз компании
© СОТОВИК