Письмом ? 4673-ГГ/Д05 внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" / СОТОВИК
<p align="justify">Настоящий Федеральный закон определяет порядок и общие условия доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, направлен на обеспечение доступности и открытости информации для граждан и организаций, а также осуществление общественного контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления.</p>
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, предусмотренных проектом федерального закона ?Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления?, а также необходимых для его исполнения
1. Рабочее наименование — проект федерального закона ?О
конфиденциальной информации?.
Обоснование необходимости его подготовки — статья 5 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
определение состава информации о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления, относимой к конфиденциальной информации;
установление порядка отнесения сведений о деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления к конфиденциальной информации;
определение порядка защиты конфиденциальной информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления;
установление процедур досудебного обжалования актов и действий государственных
органов и органов местного самоуправления в сфере отнесения сведений о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления к
конфиденциальной информации.
Срок подготовки — октябрь 2005 г.
Сведения о федеральных органах исполнительной власти ? головных исполнителях ?
соисполнителях: Минэкономразвития России, Мининформсвязи России.
2. Рабочее наименование — проект федерального закона ?О
внесении изменений и дополнений в статью 139 Гражданского кодекса Российской
Федерации?.
Обоснование необходимости его подготовки — статья 5 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний — установление определения понятия
?служебная тайна?.
Срок подготовки — ноябрь 2005 г.
Сведения о федеральных органах исполнительной власти ? головных исполнителях ?
соисполнителях: Минэкономразвития России, Мининформсвязи России.
3. Рабочее наименование — проект указа Президента Российской
Федерации ?Об утверждении Перечня информации о деятельности федеральных органов
исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент
Российской Федерации, обязательной к размещению в информационных системах общего
пользования?.
Обоснование необходимости его подготовки — статья 9 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
утверждение перечня информации о деятельности федеральных органов исполнительной
власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской
Федерации, обязательной к размещению в информационных системах общего
пользования;
определение сроков и форм размещения информации о деятельности указанных
органов.
Срок подготовки — ноябрь 2005 г.
Сведения о головных исполнителях ? соисполнителях: Администрация Президента
Российской Федерации, Минэкономразвития России.
4. Рабочее наименование — проект постановления Правительства
Российской Федерации ?О порядке ведения федеральными органами исполнительной
власти регистров входящих и исходящих документов?.
Обоснование необходимости его подготовки — статья 8 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
определение порядка ведения федеральными органами исполнительной власти
регистров входящих и исходящих документов;
определение состава регистров входящих и исходящих документов федеральных
органов исполнительной власти;
порядок доступа пользователей (потребителей) информации к регистрам входящих и
исходящих документов федеральных органов исполнительной власти.
Срок подготовки — декабрь 2005 г.
Сведения о федеральных органах исполнительной власти ? головных исполнителях ?
соисполнителях: Минэкономразвития России, Мининформсвязи России.
5. Рабочее наименование — проект постановления Правительства
Российской Федерации ?О размере и порядке внесения пользователем (потребителем)
информации платы за предоставление информации о деятельности федеральных органов
исполнительной власти?.
Обоснование необходимости его подготовки — статья 19 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: определение размера и порядка
внесения пользователем (потребителем) информации платы за предоставление
информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти
Срок подготовки — декабрь 2005 г.
Сведения о федеральных органах исполнительной власти ? головных исполнителях ?
соисполнителях: Минэкономразвития России, Мининформсвязи России.
6. Рабочее наименование — проект постановления Правительства
Российской Федерации ?О порядке установления платы за предоставление информации
о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления?.
Обоснование необходимости его подготовки — статья 20 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
определение объема запрашиваемой пользователем (потребителем) информации о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на
материальном носителе, при превышении которого может устанавливаться плата за
предоставление информации;
утверждение размера платы за предоставление информации о деятельности
федеральных органов исполнительной власти;
утверждение Методики расчета платы за предоставление информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления.
Срок подготовки — декабрь 2005 г.
Сведения о федеральных органах исполнительной власти ? головных исполнителях ?
соисполнителях: Минэкономразвития России, Мининформсвязи России
Пояснительная записка к проекту федерального закона
?Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления?
Разработка законопроекта осуществлялась
в соответствии с пунктом 25 Плана законопроектной деятельности Правительства
Российской Федерации на 2004 год, утвержденного распоряжением Правительства
Российской Федерации от 13 января 2004 г. ? 33-р.
В настоящее время в российском законодательстве нет нормативного правового акта
о механизме реализации права каждого свободно искать и получать информацию о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Федеральный закон ?Об информации, информатизации и защите информации? регулирует
в основном порядок формирования информационных ресурсов, закрепляет обязанности
органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию
общедоступных информационных ресурсов, а также право граждан обжаловать действия
и решения органов государственной власти и органов местного самоуправления,
направленные на ограничение их права на доступ к информации.
Основными целями законопроекта являются обеспечение открытости деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления, активное
использование информационных технологий, объективное информирование граждан
Российской Федерации и структур гражданского общества о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления.
Законопроект устанавливает единый порядок предоставления государственными
органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности.
Основными принципами реализации права граждан и организаций на доступ к
информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления являются открытость и общедоступность информации, достоверность
информации, соблюдение прав и интересов третьих лиц при предоставлении
информации, ответственность государственных органов и органов местного
самоуправления за нарушение права пользователей (потребителей) информации на
доступ к информации.
Принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления означает презумпцию открытости информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением
информации с ограниченным доступом, к которой относятся сведения, отнесенные в
установленном порядке к государственной тайне, и конфиденциальная информация.
Категории сведений о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления, относимых к служебной тайне, а также порядок отнесения указанных
сведений к служебной тайне будут урегулированы федеральным законом о служебной
тайне, проект которого разрабатывается Минэкономразвития России.
Законопроектом определены способы доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления.
Так, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления обеспечивается путем:
обнародования (опубликования) государственными органами и органами местного
самоуправления информации о своей деятельности;
размещения государственными органами и органами местного самоуправления
информации о своей деятельности в информационных системах общего пользования;
ознакомления пользователей (потребителей) информации с документами
государственных органов и органов местного самоуправления;
обеспечения доступа пользователей (потребителей) информации на заседания
государственных органов и органов местного самоуправления;
получения пользователями (потребителями) информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления по запросу.
Законопроект детально закрепляет процедуру подачи запроса о получении информации
и ответа на него: требования к запросу о получении информации, сроки и порядок
рассмотрения запроса, требования к ответу на запрос, основания для отказа в
предоставлении информации.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления в соответствии с запросом пользователя (потребителя)
предоставляется как в устной, так и в различных формах документированной
информации, в том числе электронного документа.
Настоящий законопроект разработан с учетом положений федеральной целевой
программы ?Электронная Россия (2002-2010 годы)?, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. ? 65, предусматривающей
повышение информационной открытости органов государственной власти и органов
местного самоуправления через развитие и широкое применение в их деятельности
информационных и коммуникационных технологий с целью эффективного взаимодействия
с гражданами и организациями.
Особенность законопроекта заключается в том, что он впервые законодательно
устанавливает доступ к информации о деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления в электронной форме. В целях реализации права
граждан и организаций на информацию в электронной форме государственные органы и
органы местного самоуправления подключают свои информационные системы к сети
Интернет, открывают для неограниченного доступа свои официальные сайты, выделяют
адреса электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой
информации.
Законопроектом определен Перечень информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления, размещаемой в информационных системах
общего пользования, в соответствии с которым разрабатываются и утверждаются в
установленном порядке перечни информации о деятельности отдельных
государственных органов, а также органов местного самоуправления, размещаемой в
информационных системах общего пользования.
Сроки, а также формы размещения указанной информации будут устанавливаться
непосредственно в нормативных правовых актах государственных органов и органов
местного самоуправления, утверждающих перечни. При этом законопроект
устанавливает, что сроки размещения информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать своевременность
реализации и защиты пользователями (потребителями) информации своих прав, свобод
и законных интересов.
В соответствии с законопроектом функции по обеспечению пользователей
(потребителей) информацией о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления осуществляются уполномоченными подразделениями и
должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления.
В законопроекте устанавливается, что информация о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления может быть предоставлена бесплатно или
за плату.
Пользователю (потребителю) бесплатно предоставляется информация о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления:
передаваемая в устной форме;
размещенная в информационных системах общего пользования;
иная информация, определенная законодательством Российской Федерации и
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Плата за услуги по предоставлению информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления на материальном носителе может быть
установлена, если объем запрашиваемой информации превышает размер, определенный
Правительством Российской Федерации.
В целях определения размера платы за услуги по предоставлению информации о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
законопроект относит к ведению Правительства Российской Федерации утверждение
методики расчета платы расчета платы за услуги по предоставлению информации о
деятельности государственных органов и примерной методики расчета платы за
услуги по предоставлению информации о деятельности органов местного
самоуправления.
Размер и порядок внесения пользователем (потребителем) информации платы за
услуги по предоставлению информации о деятельности федеральных органов
государственной власти и иных федеральных государственных органов будут
устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Размер и порядок внесения пользователем (потребителем) информации платы за
услуги по предоставлению информации о деятельности органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления будут
устанавливаться соответственно органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с
примерными методиками, принятыми Правительством Российской Федерации.
Плата за услуги по предоставлению информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления включает расходы на копирование и
предоставление информации.
Законопроект устанавливает контроль и надзор за соблюдением права граждан и
организаций на доступ к информации о деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления.
Функции контроля за соблюдением права на доступ к информации из государственных
и муниципальных информационных ресурсов возлагаются на уполномоченных
должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.
Надзор за исполнением государственными органами и органами местного
самоуправления, их должностными лицами настоящего законопроекта, надзор за
соблюдением государственными органами и органами местного самоуправления права
граждан на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в
порядке, установленном Федеральным законом ?О прокуратуре Российской Федерации?.
Одновременно с принятием законопроекта вносятся изменения и дополнения в
Федеральный закон ?Об информации, информатизации и защите информации? в части
установления понятий государственных и муниципальных информационных ресурсов,
уточнения понятия ?конфиденциальная информация?.
Кроме того, вносятся изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях, предусматривающие усиление ответственности
должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за
нарушение права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание Концепцию использования
информационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной
власти до 2010 года, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации
от 27 сентября 2004 г. ? 1244-р, предусматривающую в качестве одной из
приоритетных задач государственной политики в сфере использования информационных
технологий повышение информационной открытости деятельности федеральных органов
государственной власти, доступности соответствующей информации для граждан и
организаций, принятие настоящего законопроекта обеспечит информационную
открытость государственных органов и органов местного самоуправления в интересах
гражданского общества, будет способствовать эффективному взаимодействию органов
власти и общества.
? Сотовик
Источник: пресс-релиз министерства
© СОТОВИК