Письмом ? 4673-ГГ/Д05 внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" / СОТОВИК

   Автор статьи:

<p align="justify">Настоящий Федеральный закон определяет порядок и общие условия доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, направлен на обеспечение доступности и открытости информации для граждан и организаций, а также осуществление общественного контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления.</p>

ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, предусмотренных проектом федерального закона ?Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления?, а также необходимых для его исполнения

1. Рабочее наименование — проект федерального закона ?О конфиденциальной информации?.
Обоснование необходимости его подготовки — статья 5 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
определение состава информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, относимой к конфиденциальной информации;
установление порядка отнесения сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления к конфиденциальной информации;
определение порядка защиты конфиденциальной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
установление процедур досудебного обжалования актов и действий государственных органов и органов местного самоуправления в сфере отнесения сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления к конфиденциальной информации.
Срок подготовки — октябрь 2005 г.
Сведения о федеральных органах исполнительной власти ? головных исполнителях ? соисполнителях: Минэкономразвития России, Мининформсвязи России.

2. Рабочее наименование — проект федерального закона ?О внесении изменений и дополнений в статью 139 Гражданского кодекса Российской Федерации?.
Обоснование необходимости его подготовки — статья 5 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний — установление определения понятия ?служебная тайна?.
Срок подготовки — ноябрь 2005 г.
Сведения о федеральных органах исполнительной власти ? головных исполнителях ? соисполнителях: Минэкономразвития России, Мининформсвязи России.

3. Рабочее наименование — проект указа Президента Российской Федерации ?Об утверждении Перечня информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, обязательной к размещению в информационных системах общего пользования?.
Обоснование необходимости его подготовки — статья 9 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
утверждение перечня информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, обязательной к размещению в информационных системах общего пользования;
определение сроков и форм размещения информации о деятельности указанных органов.
Срок подготовки — ноябрь 2005 г.
Сведения о головных исполнителях ? соисполнителях: Администрация Президента Российской Федерации, Минэкономразвития России.

4. Рабочее наименование — проект постановления Правительства Российской Федерации ?О порядке ведения федеральными органами исполнительной власти регистров входящих и исходящих документов?.
Обоснование необходимости его подготовки — статья 8 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
определение порядка ведения федеральными органами исполнительной власти регистров входящих и исходящих документов;
определение состава регистров входящих и исходящих документов федеральных органов исполнительной власти;
порядок доступа пользователей (потребителей) информации к регистрам входящих и исходящих документов федеральных органов исполнительной власти.
Срок подготовки — декабрь 2005 г.
Сведения о федеральных органах исполнительной власти ? головных исполнителях ? соисполнителях: Минэкономразвития России, Мининформсвязи России.

5. Рабочее наименование — проект постановления Правительства Российской Федерации ?О размере и порядке внесения пользователем (потребителем) информации платы за предоставление информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти?.
Обоснование необходимости его подготовки — статья 19 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: определение размера и порядка внесения пользователем (потребителем) информации платы за предоставление информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти
Срок подготовки — декабрь 2005 г.
Сведения о федеральных органах исполнительной власти ? головных исполнителях ? соисполнителях: Минэкономразвития России, Мининформсвязи России.

6. Рабочее наименование — проект постановления Правительства Российской Федерации ?О порядке установления платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления?.
Обоснование необходимости его подготовки — статья 20 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
определение объема запрашиваемой пользователем (потребителем) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на материальном носителе, при превышении которого может устанавливаться плата за предоставление информации;
утверждение размера платы за предоставление информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти;
утверждение Методики расчета платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Срок подготовки — декабрь 2005 г.
Сведения о федеральных органах исполнительной власти ? головных исполнителях ? соисполнителях: Минэкономразвития России, Мининформсвязи России

Пояснительная записка к проекту федерального закона

?Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления?

Разработка законопроекта осуществлялась в соответствии с пунктом 25 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2004 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2004 г. ? 33-р.
В настоящее время в российском законодательстве нет нормативного правового акта о механизме реализации права каждого свободно искать и получать информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Федеральный закон ?Об информации, информатизации и защите информации? регулирует в основном порядок формирования информационных ресурсов, закрепляет обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию общедоступных информационных ресурсов, а также право граждан обжаловать действия и решения органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленные на ограничение их права на доступ к информации.
Основными целями законопроекта являются обеспечение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, активное использование информационных технологий, объективное информирование граждан Российской Федерации и структур гражданского общества о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Законопроект устанавливает единый порядок предоставления государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности.
Основными принципами реализации права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и общедоступность информации, достоверность информации, соблюдение прав и интересов третьих лиц при предоставлении информации, ответственность государственных органов и органов местного самоуправления за нарушение права пользователей (потребителей) информации на доступ к информации.
Принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления означает презумпцию открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением информации с ограниченным доступом, к которой относятся сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, и конфиденциальная информация.
Категории сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, относимых к служебной тайне, а также порядок отнесения указанных сведений к служебной тайне будут урегулированы федеральным законом о служебной тайне, проект которого разрабатывается Минэкономразвития России.
Законопроектом определены способы доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Так, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается путем:
обнародования (опубликования) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности;
размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в информационных системах общего пользования;
ознакомления пользователей (потребителей) информации с документами государственных органов и органов местного самоуправления;
обеспечения доступа пользователей (потребителей) информации на заседания государственных органов и органов местного самоуправления;
получения пользователями (потребителями) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу.
Законопроект детально закрепляет процедуру подачи запроса о получении информации и ответа на него: требования к запросу о получении информации, сроки и порядок рассмотрения запроса, требования к ответу на запрос, основания для отказа в предоставлении информации.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии с запросом пользователя (потребителя) предоставляется как в устной, так и в различных формах документированной информации, в том числе электронного документа.
Настоящий законопроект разработан с учетом положений федеральной целевой программы ?Электронная Россия (2002-2010 годы)?, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. ? 65, предусматривающей повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления через развитие и широкое применение в их деятельности информационных и коммуникационных технологий с целью эффективного взаимодействия с гражданами и организациями.
Особенность законопроекта заключается в том, что он впервые законодательно устанавливает доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в электронной форме. В целях реализации права граждан и организаций на информацию в электронной форме государственные органы и органы местного самоуправления подключают свои информационные системы к сети Интернет, открывают для неограниченного доступа свои официальные сайты, выделяют адреса электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации.
Законопроектом определен Перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в информационных системах общего пользования, в соответствии с которым разрабатываются и утверждаются в установленном порядке перечни информации о деятельности отдельных государственных органов, а также органов местного самоуправления, размещаемой в информационных системах общего пользования.
Сроки, а также формы размещения указанной информации будут устанавливаться непосредственно в нормативных правовых актах государственных органов и органов местного самоуправления, утверждающих перечни. При этом законопроект устанавливает, что сроки размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать своевременность реализации и защиты пользователями (потребителями) информации своих прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с законопроектом функции по обеспечению пользователей (потребителей) информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляются уполномоченными подразделениями и должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления.
В законопроекте устанавливается, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может быть предоставлена бесплатно или за плату.
Пользователю (потребителю) бесплатно предоставляется информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:
передаваемая в устной форме;
размещенная в информационных системах общего пользования;
иная информация, определенная законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Плата за услуги по предоставлению информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на материальном носителе может быть установлена, если объем запрашиваемой информации превышает размер, определенный Правительством Российской Федерации.
В целях определения размера платы за услуги по предоставлению информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления законопроект относит к ведению Правительства Российской Федерации утверждение методики расчета платы расчета платы за услуги по предоставлению информации о деятельности государственных органов и примерной методики расчета платы за услуги по предоставлению информации о деятельности органов местного самоуправления.
Размер и порядок внесения пользователем (потребителем) информации платы за услуги по предоставлению информации о деятельности федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Размер и порядок внесения пользователем (потребителем) информации платы за услуги по предоставлению информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления будут устанавливаться соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с примерными методиками, принятыми Правительством Российской Федерации.
Плата за услуги по предоставлению информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления включает расходы на копирование и предоставление информации.
Законопроект устанавливает контроль и надзор за соблюдением права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Функции контроля за соблюдением права на доступ к информации из государственных и муниципальных информационных ресурсов возлагаются на уполномоченных должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.
Надзор за исполнением государственными органами и органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего законопроекта, надзор за соблюдением государственными органами и органами местного самоуправления права граждан на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом ?О прокуратуре Российской Федерации?.
Одновременно с принятием законопроекта вносятся изменения и дополнения в Федеральный закон ?Об информации, информатизации и защите информации? в части установления понятий государственных и муниципальных информационных ресурсов, уточнения понятия ?конфиденциальная информация?.
Кроме того, вносятся изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие усиление ответственности должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за нарушение права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти до 2010 года, одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. ? 1244-р, предусматривающую в качестве одной из приоритетных задач государственной политики в сфере использования информационных технологий повышение информационной открытости деятельности федеральных органов государственной власти, доступности соответствующей информации для граждан и организаций, принятие настоящего законопроекта обеспечит информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления в интересах гражданского общества, будет способствовать эффективному взаимодействию органов власти и общества.

? Сотовик

Источник: пресс-релиз министерства


© СОТОВИК



Регистрация
Восстановление пароля

Наверх