Итоги 3GSM-Конгресса 2005

   Автор статьи: Александр Корн

Как и в предыдущие годы, в середине февраля 2005 года в Каннах (Франция) прошел Всемирный Конгресс 3GSM. Если попытаться сформулировать его основные итоги в одном абзаце, то можно выделить четыре пункта:

3G-сети не набирают ожидаемых оборотов, у них до сих пор нет так называемого убойного приложения (killer application), способного привлечь массового пользователя;

в центре внимания мобильной индустрии — рынки развивающихся стран, а на них — очень дешевые телефоны стоимостью 30-40 USD.

в ближайшие несколько лет все производители мобильных телефонов будут стремиться сделать телефон карманным медиа-центром;

развлечения — музыка, игры, видео — будут двигателями мобильного рынка в наступившем году.

А теперь поговорим о каждом из направлений подробнее.

3G-сети уже построены в большинстве европейских стран, число их пользователей исчисляется миллионами. Кстати, стоит отметить, что лидирует здесь стандарт 3G/UMTS: на сети 3G/UMTS выдано 120 лицензий в 40 странах, 46 сетей уже запущено в коммерческую эксплуатацию в 26 странах и еще 10 сетей готовятся перейти от тестов к полноценной работе. Сегодня восемь из десяти крупнейших мобильных операторов на планете (China Mobile, Vodafone, T-Mobile, Orange, NTT DoCoMO, TIM, Telefonica и Cingular) уже выбрали стандарт 3G/UMTS и всего один оператор — Verizon Wireless остановился на CDMA2000. Вначале большинство 3G/UMTS-сетей вводились в строй в индустриально развитых странах, но со временем они заработали и в таких развивающихся странах, как Эстония, Чехия, Малайзия и Хорватия.

И все же не надо забывать, что из 305 млн проданных в 2004 году подключений к сотовым сетям 288 млн — это подключения к сетям GSM. Остальные 17 млн делят между собой сети всех других стандартов, не только третьего поколения. По данным компании Strategy Analytics, только 3% мировых продаж телефонов приходится на 3G-телефоны: в 2003 году их было продано 3 млн шт., в 2004 г. — 20 млн шт., а в 2005 г., как прогнозируют эксперты, продажи достигнут 40 млн шт. Несмотря на то, что на 3GSM Конгрессе и в нынешнем году неоднократно звучали уверения в том, что за 3G — будущее, факты говорят, что пока 3G-сети не могут предложить пользователям ничего принципиально нового. В качестве самой интересной перспективы на конгрессе обсуждалась новейшая технология HSPDA, позволяющая передавать данные со скоростью до 3 Мбит/с.

На стенде компании Siemens во время конгресса была продемонстрирована передача данных на ноутбук со скоростью в 1 Мбит/с, что втрое больше, чем позволяют сегодня достичь сети третьего поколения. Но, если честно признаться, то передача данных пока очень мало интересует пользователей: лишь 3% дохода операторы сетей 3G получают от услуг передачи данных (среди которых и MMS, и видеосервисы и т. п.). Но производители оборудования не отчаиваются: глава мобильного департамента компании Siemens Лотар Паули (Lothar Pauli) считает, что в 2008 году передача данных будет приносить операторам уже 22% дохода.

В общем, за год существенных изменений не произошло: темпы развития сетей 3G остаются невысокими, прибыли от них практически никакой, но все верят в их светлое будущее.

Развивающиеся рынки — главный двигатель мобильной индустрии. Несмотря на то, что еще в 2004 году российские аналитики предрекали нашему мобильному рынку насыщение и замедление роста, этого не произошло. По данным аналитической компании Informa Telecoms & Media, в мире к концу 2004 года насчитывалось 1,7 млрд абонентов сотовых сетей. Если мобильная индустрия и будет расти в ближайшие два-три года, то исключительно за счет Китая, Индии и России. Рынок мобильной связи в США, Японии, Западной Европе и Корее близок к насыщению. Там, где уровень проникновения превышает 65%, рынок будет расти только за счет замещающих продаж — производителям придется постоянно придумывать все новые модели и услуги. Пока этого удавалось достигать за счет цветных дисплеев, аппаратов-раскладушек, фото- и видеокамеры. Следующим стимулом покупки должна стать мобильная музыка, но об этом — чуть позднее.

При этом даже на развивающихся рынках уровень проникновения уже достиг 30-50%, и дальнейший рост возможен только за счет населения с низким уровнем дохода. Оценки экспертов показывают, что стоимость телефона для этих слоев не должна превышать 30 USD. Как было объявлено в ходе Конгресса, девять операторских групп вместе с Международной ассоциацией GSM (GSM MoU) провели тендер среди 18 крупнейших производителей, готовых начать массовый выпуск таких дешевых трубок. Победила американская компания Motorola, предложившая телефоны на платформе своей модели С-114 по цене 40 USD. Есть надежда, что за год эту цену удастся снизить до 30 USD. По мнению экспертов, с подобной инициативой вскоре должна выступить и компания Nokia, которая может позволить себе такой эксперимент.

Производители надеются, что в будущем одно многофункциональное устройство сможет заменить карманный компьютер, ноутбук, музыкальный плеер, радио, фото- и видеокамеру, игровую приставку, бумажник, ключи и брелок автосигнализации.

Небольшой мобильный телефон, который еще совсем недавно использовался для голосовой и текстовой связи, вполне может стать настоящим карманным медиа-центром, сочетающим в себе целый букет возможных развлечений. В 2005 году на рынок США выходит сразу несколько мобильных телефонов с такими музыкальными, игровыми и видеовозможностями, которые раньше можно было найти в больших домашних медиа-центрах. Впервые, например разрешение и диапазон ?зума? в камерофонах достигли уровня цифровых фотоаппаратов нижнего ценового сегмента.

Все популярнее становятся и MP3-плееры в телефонах: крупнейший мировой производитель Nokia в 2005 году удваивает число таких моделей, из 40 новых его телефонов MP3-плееры будут в 20.

В ближайшие два года мобильные телефоны станут для нас такими же незаменимыми, как пульты дистанционного управления, своеобразным связующим звеном между устройствами домашней электроники. Недалек тот день, когда можно будет беспроводным образом загрузить фильм к себе в телефон, а просмотреть его дома по телевизору. Абоненты американского оператора AT & T Wireless (входящего в состав Cingular) уже сейчас могут заказать по телефону песню, которая будет через некоторое время загружена в их ПК из Интернета.

Чувствуя в мобильных телефонах серьезного конкурента, производителей домашней электроники охотно идут на сотрудничество. В прошлом году компания Apple (известный производитель компьютеров) заключила союз с компанией Motorola, и в этом году ожидается выход мобильного телефона со встроенными возможностями музыкального плеера iPod. В нем можно будет хранить до 25 песен, у него очень простое меню Apple.

Новым перспективным сегментом мобильного рынка станет продажа музыкального контента для телефонов. Наиболее популярные 3G-сервисы в минувшем году были рассчитаны как раз на любителей качественной музыки.

В марте 2005 года компания Sony Ericsson выведет на рынок мобильный телефон под известным брендом Walkman со встроенным высококачественным цифровым плеером. ?Плеер, выпущенный корпорацией Sony 20 лет назад, показал, что люди любого возраста любят слушать музыку на ходу, поэтому мы считаем мобильный телефон идеальным устройством для того, чтобы донести мобильную музыку до самой широкой аудитории слушателей,? — заявил Майлс Флинт (Miles Flint), президент Sony Ericsson.

Компания Nokia также выходит на рынок мобильной музыки. Она заключила соглашение с корпорацией Microsoft и американской музыкальной компанией Loudeye для совместной разработки решения, которое позволит пользователям отыскивать, загружать и покупать себе музыкальные треки и звонки для мобильных телефонов в режиме онлайн.

Компания Motorola выпустила мобильный телефон (Е1060), который обеспечивает доступ к сервису Apple iTunes и позволяет пользователям хранить у себя небольшое собрание музыки. Поскольку iTunes сегодня контролирует до 70% легального рынка загружаемой музыки, скорее всего к нему присоединятся и другие производители терминалов.

Сотрудничество Nokia — Microsoft позволяет загружать песни из ПК в мобильный телефон. Это сотрудничество между двумя компаниями очень символично и знаменует конвергенцию двух рынков. Последняя версия Windows Media 10 вскоре будет включаться в телефоны Nokia в надежде на то, что будет повторен успех Internet Explorer, который сегодня занимает более 90% рынка интернет-браузеров.

Решения iPod Apple, Walkman Sony Ericsson и Nokia-Microsoft будут активно конкурировать на рынке мобильной музыки, который в 2005 году ожидает взрывной рост. Ставки на этом рынке высоки: по мнению экспертов, в 2005 году доход музыкальных сервисов может превысить 8-9 млрд USD.

Не менее перспективен и игровой контент: по прогнозам, он принесет в 2005 году поставщикам более 3 млрд USD.

Естественно, на Конгрессе были представлены и другие новинки. Компания Motorola представила целую линию устройств с беспроводной технологией Bluetooth для транспортных средств, включая целую серию Car Kit.

Компании Intel и Alcatel объявили о стратегическом альянсе по продвижению технологии WiMAX: полевые испытания новых решений для домашних и мобильных пользователей начнутся в середине 2006 года. Сети WiMAX тогда будут беспрепятственно поддерживать связь с ноутбуками, оснащенными процессорами Intel Centrino.

По мнению участников Конгресса, развитие телекоммуникационной отрасли должно идти в направлении интеграции сетей фиксированной и мобильной связи, и технология IMS (IP Multimedia Subsystem) станет ключевой технологией для ?бесшовного? роуминга? между ними.

А о том, как сложится 2005 год на самом деле, мы узнаем через 10 месяцев.


© СОТОВИК

Новости за день

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх