МТС догоняет "Би Лайн" по числу новых подключений в Москве / Ведомости
В последнем месяце ушедшего года российские сотовые операторы подключили рекордное число новых абонентов — более 2,7 млн человек. Вопреки прогнозам аналитиков, предсказывавших насыщение столичного сотового рынка, больше всего абонентов подключилось в Москве. "Мобильным ТелеСистемам" (МТС) удалось привлечь почти столько же новых клиентов, сколько и "ВымпелКому" (торговая марка "Би Лайн"), прежде безоговорочно лидировавшему по этому показателю в столице.
По данным ACM-Consulting, к концу 2003 года сотовыми телефонами пользовались 36,23 млн россиян, т. е. 25% населения страны. МТС подключила в декабре более 1,5 млн абонентов (539.000 из них были подключены на Украине и 60.000 — в Белоруссии), "ВымпелКом" — 897.000, "МегаФон" — 536.000. В целом по России МТС и "ВымпелКом" подключили по 33% новых абонентов, "МегаФон" — 20%, а на долю всех остальных операторов пришлось 14%. МТС обслуживает 37% всех пользователей сотовой связи, "ВымпелКом" — 31%, "МегаФон" — 18%, другие — 14%.
В декабре, по данным ACM-Consulting, сотовыми обзавелись 505.000 москвичей. Столько же операторам удалось подключить лишь однажды — в сентябре 2003 года, когда было модно дарить сотовые телефоны школьникам. В Санкт-Петербурге операторы совместно подключили 188.000 абонентов. Подключить больше игрокам питерского рынка удавалось лишь однажды — в декабре 2001 года, когда на региональный рынок вышла МТС (228.000 человек).
МТС подключила в московском регионе 227.000 абонентов (45% от всего чистого прироста), "ВымпелКом" — 231.000 (46%), а "МегаФон" — 47.000 человек (9%). Заработавшая в ноябре прошлого года сеть "Скай Линк" пока обслуживает около 2500 человек.
Начиная с июня прошлого года "ВымпелКом" ежемесячно подключал больше новых абонентов, чем МТС. Сейчас же показатели чистого прироста обоих операторов практически сравнялись. Старший аналитик компании J'son & Partners Оксана Панкратова считает, что МТС сумела догнать "ВымпелКом" по чистым подключениям в декабре благодаря prepaid-тарифам "Джинс", на долю которых пришлось около 90% от всех продаж МТС.
"Неудивительно, что в предыдущие годы в декабре
лидировал "ВымпелКом". У него есть prepaid-продукт "Би Плюс", как нельзя более
подходящий для предновогодних продаж, — говорит Панкратова.
- Но за год МТС удалось неплохо раскрутить тарифы "Джинс"
и благодаря им достигнуть паритета с "ВымпелКомом" в борьбе за массового
потребителя".
Старший консультант ACM-Consulting Антон Погребинский отмечает циклический
характер лидерства двух извечных конкурентов на московском рынке. Так,
вспоминает он, МТС лидировала по чистым подключениям с января по август 2001
года, а "ВымпелКом" — с сентября 2001 года по ноябрь 2002 года. Затем, с декабря
2002 года по май 2003 года, МТС временно вырвалась вперед, но "ВымпелКом" вернул
лидерство в июне 2003 года и сохраняет его по сей день.
"Продолжающиеся последние два-три года циклические колебания могут объясняться тем, что низкодоходные абоненты мигрируют от оператора к оператору и эта миграция носит массовый характер, — полагает Погребинский. - При этом, по мере того как увеличиваются абонентские базы операторов, последствия таких перетоков становятся все ощутимее".
Руководитель аналитического отдела ИБГ "НИКойл" Константин Чернышев также считает, что в московском регионе основная конкурентная борьба идет за самых низкодоходных абонентов — пользователей prepaid-тарифов. "Есть все основания полагать, что МТС, возможно, опередит "ВымпелКом" по новым подключениям в столице в январе", — заключает Погребинский из ACM-Consulting.
Правда, сами сотовые операторы предпочитают не говорить о сезонности. "Смена лидерства по чистым подключениям связана с введением новых привлекательных тарифных и маркетинговых предложений", — говорит специалист "ВымпелКома" по связям с общественностью Артем Минаев. Если какое-то время назад лидерство МТС обеспечивал тарифный план "Оптима", то затем "ВымпелКом" вышел вперед благодаря таким тарифным планам, как "Хит" и "Прайм".
"Мы предлагаем конкурентные продукты, поэтому вполне справедливо, что мы должны подключать столько же или больше, чем другие операторы", — говорит директор МТС по внешним связям Андрей Брагинский. При этом он особо подчеркивает, что МТС в отличие от конкурентов не предлагала бесплатных подключений. "У нас не было предложений, подразумевающих второе подключение, поэтому все наши абоненты — "живые", а не те, которые в ближайшее время могут "уйти в отруб", — отмечает Брагинский.
© Александр Борейко, Ведомости