CeBIT 2005: Производители трубок не успевают за техническим прогрессом
Завершившееся на прошлой неделе в Ганновере крупнейшее в мире технологическое шоу CeBIT показало неблагоприятную тенденцию — производители не успевают воплощать достижения технического прогресса в сотовых трубках. Если еще пять лет назад соревнование между компаниями шло на тему "кто создаст самый тонкий и легкий телефон", то сегодня такая задача принципиально иная — уместить в небольшом корпусе видеокамеру, пару-тройку плееров и доступ ко всем, каким только вздумается, услугам мобильных операторов. Потребителям еще только предстоит привыкнуть к гибридам, родившимся на свет в результате гонки технологий сотовых мичуринцев, — ведь сразу сотовый телефон в этих устройствах и не разгадаешь.
Неделя информационных технологий CeBIT в германском Ганновере по праву считается крупнейшим технологическим шоу в мире. В павильонах и на огромном пространстве Hannover Messe, которое по площади можно сравнить, наверное, только с московской ВДНХ, царит неподдельное оживление. Десятки тысяч посетителей курсируют из павильона в павильон, самые умные из них — на самокатах. То, что все они — деловые люди и приехали на выставку устанавливать бизнес-контакты, определить довольно просто. Достаточно включить в толпе свой сотовый телефон и запустить обнаружение окружающих Bluetooth-устройств (Bluetooth - это стандарт связи, позволяющий оснащенным им приборам связываться на расстоянии до 10 метров). Дальше остается только стоять на месте и пропускать мимо себя людей, наблюдая, как в списке обнаруженных Bluetooth до бесконечности появляются все новые и новые смартфоны — дорогие телефоны-компьютеры, которые может позволить себе далеко не каждый.
Но и смартфонов, представленных на выставке, не меньше. Причем нынешний CeBIT явно доказал: производители соревнуются не только в привлечении внимания публики к своему стенду. Между создателями сотовых трубок развернулась настоящая битва. Ответить на вопрос: чей телефон совершеннее? — предстоит покупателям, ведь новинки, представленные на CeBIT, поступают на прилавки (в том числе и в России) уже через два-три месяца, максимум — через полгода.
Третье поколение — не лишнее
CeBIT-2005 наконец-то стал площадкой для демонстрации телефонов третьего поколения (3G). Их десятками представили практически все крупнейшие производители — Nokia, Motorola, Samsung, Siemens, LG, SonyEricsson, Alcatel и множество пока не добившихся широкой известности производителей из Юго-Восточной Азии. Главная особенность сотовых сетей 3G, для которых и предназначены эти телефоны, — повышенная скорость передачи данных. Достаточно сказать, что в действующих европейских сетях 3G прямо на экран мобильного телефона можно передавать телетрансляцию без потери качества. Однако одного телевидения абонентам, по-видимому, мало. Поэтому производители соревнуются в том, кто начинит свой телефон большим количеством услуг для сотовых сетей 3G. Производители сотовых телефонов в этом случае идут на поводу у сотовых операторов. С 1999 по 2002 год европейские сотовые компании выложили свыше 100 млрд. USD только за лицензии на право развертывания сетей 3G. Не меньшую сумму предстоит потратить на само строительство сетей нового поколения. Разумеется, встает вопрос: как окупить сделанные инвестиции? Производители трубок предлагают выход — укомплектовать телефон различными функциями, которые будут стимулировать передачу данных и, как следствие, доходы сотовых компаний. Здесь и онлайновые фотоальбомы с возможностью печати в ближайшем киоске (совместный проект Nokia и Kodak), и системы управления музыкой, дающие возможность покупать и загружать mp3-файлы прямо из сотовой сети (активным игроком в этом сегменте сотового рынка пытается выступать американская компания Apple со своим музыкальным интернет-магазином iTunes), и геоинформационные системы (карты тоже можно будет закачивать на телефон из сотовой сети) и, разумеется, встроенные в телефоны фото- и видеокамеры.
Видит око, да сеть неймет
Заговор производителей сотовых телефонов и мобильных операторов разгадать несложно. Именно картинки должны привести к стремительному росту объемов переданных в сотовых сетях данных. Вспомним из курса биологии: человек воспринимает зрением до 90% поступающей в мозг информации. А значит, связка "производители-операторы" кровно заинтересована сделать получаемые с телефонов и передаваемые по сотовым сетям изображения четче и крупнее. Как следствие, получаемые картинки будут занимать больше памяти в телефоне. Их затем можно будет передать другому пользователю по MMS (Multimedia Messaging Service — логическое развитие текстового SMS, позволяющее включать в сообщения картинки, звуки и даже видеофрагменты), а оператор извлечет свои доходы от трафика.
Судя по ассортименту представленных на CeBIT-2005 новинок, телефоны с мегапиксельными камерами (при хорошем освещении и отсутствии вибрации они позволяют получать изображения, которые потом можно с приемлемым качеством распечатать на бумаге формата 10x15) стали для производителей мейнстримом — их научились внедрять едва ли не в пуговицы. Показательный пример — корейская марка Haier. Этот производитель всегда производил телефоны размером с фломастер, и вот на CeBIT-2005 оснастил свои "звенящие фломастеры" мегапиксельными камерами.
Следующий за одним мегапикселем рубеж пока дался не многим. И поэтому именно появление 2- и более мегапиксельных камер в телефонах можно считать достижением нынешней выставки. В 2005 году за лидерами подтянутся остальные игроки отрасли, мультимегапиксельные телефоны-фотоаппараты подешевеют и пойдут в массы.
Мегапиксель на прилавке
Первыми на рынке можно ожидать мультимегапиксельные телефоны Samsung, Sony Ericsson, Motorola и Sharp. Причем наиболее концептуальные модели представили именно корейцы. Если еще в феврале на конгрессе Ассоциации 3GSM в Каннах Samsung гордилась 5-мегапиксельным 3G-телефоном SCH-S250, то на CeBIT она представила трубку SCH-V770, оснащенную уже 7-мегапиксельной матрицей. Правда, на телефон это устройство похоже мало. Учитывая, что SCH-V770 оснащен выдвижным объективом с 4-кратным оптическим "зумом", этот телефон больше напоминает фотоаппарат с гнездом для SIM-карты. Если разработки Samsung носят больше концептуальный характер, то конкуренты сосредоточились на производстве телефонов, которые будут продаваться. Так, Motorola представила 3-мегапиксельный 3G-телефон E1120. По элегантной обтекаемой форме и аскетичному черно-белому окрасу эта трубка напоминает обычную миниатюрную "мыльницу". Хитом продаж обещает стать и аппарат Sony Ericsson K750i, выполненный в авангардном, молодежном стиле и оснащенный 2-мегапиксельной камерой. Планку в 2 мегапикселя взяла и японская Sharp в своей раскладушке M200. А вот лидер рынка, финская Nokia, пока не спешит с мультимегапиксельными экспериментами. Финны сосредоточились на удобстве собственных трубок: представленный на CeBIT 3G-смартфон Nokia 6680 оснащен сразу двумя камерами. Одна, 1.3-мегапиксельная, расположена на задней панели трубки и предназначена для фотосъемки. Вторая, с разрешением 0.3 мегапикселя, установлена прямо над экраном и служит для передачи видеозвонков.
Интересно, что на одном увеличении числа мегапикселей производители останавливаться не собираются. Что может занимать в телефоне больше памяти, чем фото? Правильно — видео. CeBIT-2005 выявил любопытную тенденцию — производители стремятся превратить свои трубки в портативные видеоплееры. Тот же Sony Ericsson K750i, новый Samsung D600 (тоже, кстати, оснащенный 2-мегапиксельной камерой) и многие другие представленные на CeBIT телефоны обладают встроенной поддержкой воспроизведения видеозаписей в цифровом формате MPEG4.