Тансу Еэн, Астелит: Наша компания не объявляла дефолт. О техническом дефолте говорили банки-кредиторы

   Автор статьи: Алексей Мужчина

Главный исполнительный директор компании "Астелит" (мобильный оператор life:)) Тансу Еэн признал, что если бы компания пришла в Украину не в 2005 году, а хотя бы на год раньше, то количество ее абонентов было бы значительно больше.

- До конца года "Укртелеком" намерен подписать соглашение о продаже стартовых пакетов и модемов для подключения к широкополосному доступу в Интернет через дилерскую сеть "Астелита". Почему госкомпания обратилась именно к вам и какие в будущем совместные проекты будут реализованы с помощью "Укртелекома"?

- Мы заинтересованы в развитии конвергентных услуг. Совместный проект с "Укртелекомом" позволит быстро и эффективно развиваться обеим компаниям. С учетом того, что на сегодняшний день в Украине зарегистрировано около 12 миллионов абонентов фиксированной телефонной связи, а в нашей сети обслуживается более 6,3 миллиона абонентов, сотрудничество будет взаимовыгодным.

- Ваша компания объявила о намерении начать продавать мобильные телефоны, рассчитанные на две sim-карты, которые находятся на связи одновременно. Проект оправдал ожидания?

- Проект активно развиваем с середины лета 2007 года. Среди украинских операторов мобильной связи мы стали первыми, кто воспользовался данной нишей и начал использовать уникальный мобильный телефон для продвижения своих услуг. Производители мобильных телефонов также планируют продавать телефоны, которые одновременно "читают" две sim-карты. Но отличие нашего предложения в комплексности — мы не продаем аппарат сам по себе, а продаем его в пакете с услугами мобильной связи.

Около 70% населения активно использует мобильные телефоны, и примерно 20% из них имеют sim-карты нескольких операторов. Если сделать простой математический подсчет, то выходит, что около 10 миллионов человек — это потенциальная аудитория для телефона на две sim-карты.

- Ходили слухи о возможном дефолте "Астелита". Это повлекло изменение бизнес-плана?

- Наша компания не объявляла дефолт. О техническом дефолте говорили банки-кредиторы. Важно понимать, что технический дефолт — это не ситуация, когда компания не может выплатить свои долги. Это когда компания отклоняется от бизнес-плана, поданного банкам на этапе получения кредита, или вносит в него изменения. Например, мы предполагали установить 3000 базовых станций, а установили 3200. Или собирались набрать 6 миллионов абонентов, а набрали 5,9.

- Долг "Астелита" (Life) перед кредиторами, по некоторым данным, сейчас составляет около 600 MUSD. Когда сумма будет погашена и где вы планируете взять на это деньги?

- У "Астелита" нет долга в данный момент, поскольку кредит был реструктурирован и его выплату взял на себя акционер компании — Turkcell. Через полтора года "Астелит" рефинансирует кредит на более выгодных условиях.

- В прошлом году был изменен состав руководства компании. В частности, ее возглавили вы. Это значит, что акционеры компании были неудовлетворенны работой вашего предшественника Ахмета Танйу?

- Это была плановая ротация. Ахмет Танйу занимается разработкой и реализацией новых проектов. Около 20 лет он работал в одной из крупнейших турецких инвестгрупп Koc Holding, где занимался развитием различных новых компаний в СНГ — от сетей розничной торговли до автомобильных салонов или банков.

После того, как проект запущен, Танйу перешел на новую должность. В Украине он работает как представитель еще одного крупного турецкого конгломерата — Cukurova Group — с целью развития новых бизнесов в СНГ, а также является советником при совете директоров "Астелита".

- Компания пришла на рынок мобильной связи Украины лишь в 2005 году. Правильно ли было выбрано время выхода?

- Если обратить внимание на кривую роста и увеличение количества пользователей мобильной связи в Украине, то в первую очередь можно заметить скачок в 2004 году, когда за год число проданных стартовых пакетов увеличилось на 64%. После этого рынок развивался стабильно, без подобных всплесков. Думаю, что если бы мы пришли в Украину не в 2005 году, а хотя бы на год раньше, то и количество наших абонентов было бы больше.

- Из 6,3 миллиона абонентов лишь 4 миллиона активно пользуются услугами вашей связи. Вам не удалось предложить оптимальные тарифные планы для клиента?

- Я не считаю, что это плохой показатель, ведь многие абоненты других операторов также не всегда пользуются своей связью. Еще в прошлом году 50% владельцев sim-карт life:) являлись нашими "пассивными" клиентами, в этом году таких уже 40%.

- Были ли предложения выкупа контрольного пакета акций компании?

- Мы можем получать подобные предложения, но, поскольку инвестиция в Украину — стратегическая для наших инвесторов, они не планируют продавать свои акции. Более того, у инвесторов есть планы расширения своего присутствия и вложения в другие сферы.

- Как повлиял на компанию выход на рынок Украины мобильной связи Beeline и "Укртелекома"?

- Выход Beeline в Украине стал для нас несколько неожиданным. Российская компания "Вымпелком", которой принадлежит оператор, владеет частью акций в компании "Киевстар". Поэтому прогнозировать появление еще одной компании, которая предоставляет услуги мобильной связи, было сложно. То же самое касается и "Укртелекома", который за очень короткий срок получил лицензию на внедрение связи 3G. Практически все отечественные операторы мобильной связи подавали заявку на получение данной лицензии, однако пока лишь только "Укртелеком" смог ее получить.

- А сколько стоит получить лицензию на 3G?

- Точной цифры не назову, но мы рассчитываем, что лицензия будет стоить более 70 MUSD. "Астелит" предполагает, что тендер на 3G-лицензию будет объявлен в начале 2008 года. В Норвегии, например, лицензии на связь третьего поколения выдаются бесплатно. И это при том, что рынок намного более развит в технологическом плане.

- Во сколько вам обойдется создание сети мобильной связи третьего поколения и как скоро она будет запущена?

- В данный момент этот вопрос не требует значительных инвестиций, поскольку речь идет о пилотном проекте. В таком случае вендор предоставляет оператору многое оборудование бесплатно. Это взаимовыгодно: вендор заинтересован продать свое оборудование, а оператор может подобрать подходящее. Что касается доступности конечному потребителю, то как только мы получим лицензию, то надеемся за несколько месяцев покрыть связью третьего поколения крупные города.

- Вы неоднократно заявляли, что ведущие мобильные операторы МТС и "Киевстар" производят на вас давление, а также демпингуют на рынке. В чем это выражается?

- Мы не говорили, что на нас оказывают давление. Мы говорили в общем о ситуации, что на рынке есть два крупных игрока, и о необходимости внедрения понятия SMP (Significant Market Power — влиятельная рыночная сила). Это европейское правило, когда операторы с долей более 25% признаются SMP. Такие операторы должны действовать с оглядкой на рынок, чтобы не повредить новым, небольшим игрокам. Указанное правило прежде всего применимо к ситуации ставок взаиморасчета между операторами.

- Многие крупные мировые мобильные операторы (Vodafone, T-Mobile) не раз заявляли, что планируют выйти на рынок мобильной связи Украины. Как тогда изменится цена на мобильную связь, ведь в странах ЕС она намного дешевле, чем в Украине?

- На самом деле мобильная связь в Украине уже достаточно недорогая и даже дешевле, чем во многих странах Европы (например, в Италии средняя стоимость минуты исходящего звонка — 12-19 евроцентов, то есть около 0,75-1,2 гр; кроме того, предусматривается плата за соединение — 9-12 евроцентов).

Другое дело, что при этом покупательная способность и доходы украинцев значительно ниже. Но поскольку экономика страны развивается, ситуация будет меняться. Исследования показывают прямую зависимость между ростом ВВП на душу населения и ARPU.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх