Н.Прянишников, Вымпелком: "Передел сотового рынка уже невозможен"
Российский рынок мобильной связи готовится к началу нового делового сезона. Операторы наращивают свое присутствие за счет новых приобретений и ведут лицензионную войну. О своем видении рыночной ситуации исполнительный вице-президент компании "ВымпелКом" Николай Прянишников рассказал в интервью корреспонденту "Газеты" Евлалии Самедовой.
- С покупкой компании "Северная корона" "ВымпелКом" получил пропуск в 75-й регион России. Каковы дальнейшие планы?
- Приобретение "Северной короны" было для нас очень важным шагом, ведь из всех регионов, где нас нет, Иркутск и Владивосток самые большие. Поскольку мы являемся национальным оператором, наша цель — работать во всех регионах России. Сейчас "ВымпелКом" имеет неплохие возможности для инвестиций. Мы уже заявили о том, что готовы рассматривать варианты международной экспансии и намерены расширять свое присутствие в СНГ, где пока мы — в шести странах. При этом Россия остается нашим корневым бизнесом. В наших ближайших планах помимо интеграции "Короны" в бизнес "ВымпелКома" и вывода бренда "Билайн" на иркутский рынок — запуск в Чечне.
- Какие перспективы у "ВымпелКома" на Дальнем Востоке? Как вы намерены прорывать "оборону"?
- В регионах Дальнего Востока мы будем начинать работать, используя для этого все возможные варианты. Во-первых, мы получили национальную лицензию третьего поколения и собираемся строить сеть 3G даже там, где у нас нет второго поколения. Во-вторых, будем продолжать бороться за лицензии GSM: как известно, строительство сети 3G на базе GSM имеет преимущества. Для этого мы намерены участвовать во всех конкурсах. И нам приятно, что в этом отношении есть важные новости: регулятор принял решение об изменении конкурсных критериев в сторону, на наш взгляд, более справедливых. Если условия станут таковыми, мы получим частоты и оперативно построим сеть. Наши намерения вложить во второе поколение на Дальнем Востоке 3 млрд рублей остается в силе.
- Вы уверены, что на предстоящем заседании в октябре суд, как и ФАС, примет вашу сторону?
- Надеемся. Конечно, прогнозировать непросто, но основания для этого есть.
- А как насчет намерения "ВымпелКома" купить "Дальсвязь"?
- Приобретение этой компании находится в зоне нашего интереса, и мы заявляли и по-прежнему заявляем об этом. Да и вообще о том, что мы готовы рассмотреть любые варианты консолидации в России. При этом, конечно, надо понимать, что есть некоторая разница между активами "Дальсвязи" и активами той же "Северной короны".
Эта компания имеет приличную сеть, абонентскую базу, является оператором номер два на рынке, а "Дальсвязь", имея АКОС, сильно отстает от конкурентов в регионе. Фактически мы платим за доступ в регион, а не за большой прибыльный актив. С другой стороны, очевидно, что, кроме нас, этот актив особенно никому не нужен. Если тендер будет проведен справедливо, больше нас никто не заплатит. МТС, "МегаФон" и НТК уже присутствуют в регионе, значит, "Дальсвязь" им так сильно не нужна.
- Она нужна "Сумме Телеком".
- Возможно. Значит, будет проведен открытый тендер за госактив между нами и "Суммой". Будет интересно.
- Если вы победите в GSM-конкурсах, необходимость в приобретении "Дальсвязи" отпадет?
- Она значительно снизится. Мы проанализировали, что, например, покупать "Северную корону" было целесообразно в любом случае. Это уже готовая сеть, готовая абонентская база, прибыльный актив, то есть мы выигрываем сразу несколько лет. С АКОС ситуация несколько иная. Мы что-то выигрываем, но немного.
- Помимо "Дальсвязи" другие "дочки" "Связьинвеста" "ВымпелКом" интересуют?
- Да, поскольку, как я уже сказал, наше стратегическое направление — продолжение роста в России. Впрочем, конечно, каждый отдельный случай индивидуален.
- В каком регионе помимо столичных сеть 3G будет наиболее востребована и где она станет развиваться наиболее активно? Какие возможности 3G дает "ВымпелКому"?
- Мы считаем, что потенциал у сети 3G значительный. Это связано в первую очередь с большой скоростью передачи данных, которая помогает внедрять новые услуги и дает нам возможность выйти на рынок широкополосного доступа в интернет. Внедрив сеть 3G, мы станем реальным игроком на этом рынке и составим конкуренцию операторам фиксированной связи и мобильного интернета, использующим другие технологии. Конечно, построение сети — дело дорогостоящее, и в отношении очередности ее запуска будут расставляться приоритеты. При их определении мы обращаем внимание на потенциал рынка, смотрим, где у нас большая абонентская база и где есть потенциал для развития широкополосного доступа. Уже в следующем году мы должны появиться с 3G в большинстве регионов России. В эти регионы попали и города-миллионники, и некоторые небольшие города, например те, где выгодно появиться, поскольку там еще не развит высокоскоростной доступ в интернет.
- Насколько определяющим является такой фактор, как уровень достатка населения?
- Он важен, но не столь принципиален, как это может показаться. Телефоны с 3G действительно стоят дороже, чем GSM, но ведь для компьютеров будут предлагаться доступные модемы. Сейчас мы их весьма успешно тестируем в Таджикистане. Так что мы не рассчитываем на самый низкий слой платежеспособного спроса, но и говорить о том, что услуги окажутся очень дорогими, тоже не приходится.
- МТС объявила, что NokiaSiemens будет ее партнером по московскому региону. Кого выбрали вы?
- В начале августа "ВымпелКом" объявил тендер на оборудование третьего поколения. Мы хотим сделать его серьезным и считаем большим событием, поэтому не хотелось бы торопиться. Планируем подвести итоги в четвертом квартале.
- На телекоммуникационном рынке идут споры, какая технология совершеннее — 3G или WiMax.
- С точки зрения технологии некоторые преимущества друг перед другом есть у обеих, потому и существуют два разных лагеря. Однако мы убеждены, что решающим фактором станет не столько технология, сколько бизнес-модель. Техническое решение — это всего 10% суммарных затрат. Остальное — маркетинг, клиентское обслуживание и так далее. Преимущество получает крупный игрок, у которого все есть. Мы просто добавляем новую услугу и экономим на объеме. Для нас предпочтительно развитие с помощью UMTS. Когда мы развиваем UMTS, то используем часть нашего оборудования. В последнее время мы закупаем все оборудование, которое позволяет работать и во втором поколении, и в третьем. Таким образом, нам остается эволюционно расширить сеть — и двойная сеть готова. Для абонента это тоже будет удобно. Он сможет легко переключаться с 3G на 2G. У нас уже сейчас есть GPRS и EDGE.
- "Сумма Телеком" заявляет, что будет оспаривать 3G из принципа, если вам удастся изменить условия конкурсов по GSM-частотам. Вы не хотите также из принципа заявить о своих правах на WiMax?
- Мы выступаем за прозрачный подход и не хотим, чтобы кому-то чего-то не дали. Мы хотим, чтобы у всех были равные права. До сих пор непонятно, почему у нас в стране всего один оператор имеет все лицензии GSM 900 и 1800 во всех регионах. "ВымпелКом" ведь опытнее и крупнее по многим показателям, однако не может получить эти лицензии на оставшиеся регионы. В 14 регионах у нас нет 900-х частот. Мы вынуждены лишать абонента хорошего покрытия. Это несправедливо.
- Как по-вашему, возможно ли на нынешнем этапе коренным образом изменить расстановку сил на российском сотовом рынке?
- На наш взгляд, коренных изменений сделать уже невозможно. Можно переделить рынок на этапе, когда идет бурный рост, и проникновение составляет 20%. Тогда за достаточно короткий промежуток времени (как правило, это два года) и определяется расстановка сил на рынке. Если ты опоздал к этому моменту, конечно, ты можешь на что-то рассчитывать. Такое было и у нас, когда мы поздно выходили в регион. Нам удавалось отвоевать 10% рынка, в некоторых случаях чуть больше. Но, во-первых, это было очень дорого, а во-вторых, получить еще большую долю, да еще и совсем новому игроку, мне кажется, физически невозможно. Чтобы построить сеть, нужно около 6 млрд USD (столько вложили мы и наши коллеги). Если ты не вкладываешь эту сумму — обрекаешь себя на то, что у тебя значительно хуже покрытие. Даже после этих капвложений нужны огромные затраты на то, чтобы поддерживать сеть. У российских операторов при условии выхода на рынок на этапе роста средний срок окупаемости по чистой прибыли составил два года. Еще 2-3 млрд USD надо потратить, чтобы набирать какое-то время абонентов и окупить начальные затраты. Таким образом, если у кого-то есть лишние 10-20 млрд USD, можно попробовать в эту игру поиграть. Только зачем? И где найти таких инвесторов?
- Что вы можете сказать о давнишнем противостоянии ваших акционеров — Altimo и Telenor? Когда война закончится?
- На самом деле наши "родители" ведь поругались только по одному вопросу — украинскому, и мне кажется, в последнее время появилась надежда, что скоро все станет на свои места. Мы демонстрируем рост на Украине. Думаю, что со временем все поймут, что инвестиция была удачной. Глобальной угрозы для "Киевстара", которым владеют и Telenor, и "Альфа-групп", тоже нет. Страсти улеглись, и эмоции тоже. Почва же для сотрудничества у акционеров огромная. У компании Telenor, например, есть много интересных международных активов. "Альфа-групп" проявляет интерес к зарубежным покупкам. Мы также рассматриваем международную экспансию.
- Объединение "Киевстара" и "ВымпелКома" по-прежнему возможно?
- На мой взгляд, да. "Киевстар" подрос и показал, что он может хорошо конкурировать на рынке Украины. Мы немного расстроились, что крупные игроки снизили цены и начали там игру на понижение, но вроде бы сейчас это остановилось. Так что бизнес "Киевстара" сейчас находится в хорошей форме. Я убежден, что в случае объединения усилий операторы выиграют.
- Вы говорите о том, что "ВымпелКом" с готовностью рассмотрит возможные приобретения. А долю в "МегаФоне" вы бы купили? На рынке поговаривают о том, что Алишер Усманов готовится к покупке примерно трети оператора с целью ее дальнейшей перепродажи.
— Нет. Мне кажется, конкурирующие компании покупать неправильно. Да это и не найдет поддержки у ФАС. На каком-то этапе еще была идея об объединении, сейчас же в России работают три крупных национальных игрока. Здесь установилась здоровая конкуренция, которую не следовало бы нарушать. Так что, говоря о внутрироссийских покупках, я имею в виду локальных игроков. Тем более невыгодно покупать треть в конкурирующей компании: это бесполезная трата времени и средств. Конечно, "Альфа-групп" в "МегаФоне" присутствует, но это другое. Компания сделала блестящее инвестиционное вложение. Оператор должен руководствоваться другой логикой. Его дело — оперировать.
© СОТОВИК