Скотт Уикуэр, вице-президент, руководитель подразделения UMTS компании NortelNetworks: Телекоммуникации переживают переломный момент / СОТОВИК

   Автор статьи:

<p align="justify">Канадская компания NortelNetworks (NN) входит в большую пятерку ведущих производителей телекоммуникационного оборудования. Так, в 2003 году при объеме рынка 3G (UMTS, Cdma2000, 1XRTT) порядка 35,2 млрд. USD, доля NN составила 20.4 %, LucentTechnologies 22.7%, Ericsson 21.8% (оценка NN).<br> <br> Тем не менее, до недавнего времени российский телекоммуникационный рынок у NN особого интереса не вызывал. Вероятно, объемы заказов были несопоставимы с тем объемом рынка, который компания имела в других регионах. Разразившийся в 2001 году кризис вынудил руководство канадской компании начать реструктуризацию бизнеса, и провести ряд мероприятий, направленных на финансовое оздоровление NN.

Осенью прошлого года Москву посетил Фрэнк Данн, президент и главный исполнительный директор NN. С этого момента московское представительство компании стало набирать силу (СОТОВИК, 2004.02.13). Вероятно, те 30 млн. абонентов, которых к середине 2003 года рекрутировали отечественные сотовые операторы, стали главным аргументом в процессе активизации деятельности NN в России.

Поскольку для доминирующих в РФ сетей GSM рынок поставщиков сформировался, и пробиться на него было мало вероятно, компания обратила свои взоры на сети UMTS, строительство которых в РФ рано или поздно должно начаться. Одной из первых акций в этом направлении стал проведенный 13 февраля 2003 года NN совместно с Ассоциацией 3G технический семинар для операторских компаний. В этом сегменте позиции NN сильны как в оборудовании для сетей доступа, так и в решениях для опорных пакетных сетей операторского класса. Основным докладчиком на семинаре был Скот Уикуэр (Scott Wickware), вице-президент, руководитель подразделения UMTS компании NN.

После завершения семинара господин Уикуэр ответил на вопросы Сотовика.

В последние годы мировая телекоммуникационная индустрия находилась в глубоком кризисе. Каковы, по Вашему мнению, итоги 2003 года для отрасли в целом мировой телекоммуникационный бизнес вступил в фазу выздоровления (роста) или некоторый подъем в 2003 году предвещает в лучшем случае стабилизацию рынка?
Действительно, предыдущие годы были для отрасли тяжелейшими, и для производителей и для операторов. Но результаты, достигнутые отраслью в 2003 году, дают повод для оптимизма. В целом, особого прогресса не наблюдалось, но наступила стабилизация, а в ряде сегментов и небольшой рост. На этом фоне NN показал удачные результаты и удалось укрепить свои позиции на рынке. В ходе реструктуризации был продан ряд подразделений, мы стали меньше, значительную часть усилий сфокусировали на НИОКР (подразделение RND). Отмечу, что, инвестируя в исследования, нам удалось подойти к моменту стабилизации рынка с конкурентно продуктами.

Как известно, есть два направления развития сотовых сетей 3G: UMTS и Cdma2000. В чем отличие европейского рынка от североамериканского с точки зрения 3G?
Рынок существует для обоих вариантов: и для UMTS и для Cdma2000. Мы предполагаем, что в ближайшие 5-6 лет доля каждого из стандартов: UMTS, Cdma2000, GSM составит 1/3. Мы придерживаемся следующей философии: пусть рынок сам решает, какая из технологий востребована. Но наиболее вероятна миграция из GSM в UMTS, из IS-95 в Cdma2000.

Я думаю, что в Европе операторы уже начали ускорение в направлении UMTS, и 2004 год должен это доказать. Аргументы следующие: за последние несколько лет UMTS стала зрелой технологией, удалось решить ряд проблем. Это дает операторам обоснованную уверенность.

С одной стороны, в Северной Америке у операторов, развернувших сети на базе технологии CDMA, происходит плавный переход к варианту Cdma2000-1X/EV-DO. С другой стороны, крупные операторы, такие как AT&T, разворачивают сети UMTS, что подстегивает других игроков пересмотреть свои планы и двигаться в этом направлении более агрессивно. Таким образом, катализатором развития сетей UMTS стало внедрение технологии Cdma2000. Другая причина, по которой UMTS начала свое развитие ограничение частотного ресурса. Проблема частотного ресурса актуальна для американского рынка. В ряде регионов Северной Америки частотный диапазон UMTS является единственно возможным решением, которое гарантирует оптимальное соотношение емкости сети и покрытия.

Другой аспект нагрузка на одну соту столь велика, что в мегаполисах приходится устанавливать на одном месте базовую станцию стандарта GSM, состоящую из 5-6 кабинетов. При переходе к UMTS здесь было бы достаточно одного кабинета. Аналогичные проблемы с частотным ресурсом есть и в Китае. Так что и там альтернативы 3G нет.

Компания NN выходит на рынок РФ. Каков, по Вашему мнению, потенциал рынка 3G UMTS в России в ближайшие 3-5 лет?
Я не являюсь экспертом по российскому рынку, но, по моему мнению, его потенциал велик. Мы наблюдаем стремительный рост абонентской базы, ее удвоение в течение последних нескольких лет. В России есть мегаполисы: Москва, Петербург и ряд других, именно здесь в ближайшие годы появится необходимость в развертывании сетей UMTS, и именно здесь будет наиболее быстрый возврат инвестиций. Другая предпосылка возможность плавной миграции GSM/GPRS UMTS.

Ваши основные конкуренты успешно осваивают рынок России. Как этот факт отразится на бизнес-модели NN в РФ?
Давайте вспомним историю успеха NN в Европе. До определенного времени мы не имели здесь большого числа заказчиков. Однако, выйдя на рынок, мы смогли доказать операторам, что оборудование NN для сетей UMTS имеет неоспоримые преимущества. Например, в Италии и Испании наше присутствие было незначительным, но благодаря надежным партнерам и современному оборудованию эти рынки удалось завоевать. Вероятно, аналогичный подход будет выбран и для российского рынка.

В чем особенности решений NORTEL для сетей UMTS?
Для UMTS характерны две новинки, которые отличают его от GSM. Это технология радиодоступа CDMA и пакетная передача данных. По сравнению с европейскими конкурентами наша компания единственная, у которой уже есть успешный опыт создания аппаратуры CDMA и оборудования для пакетной передачи данных операторского уровня.

Есть ли взаимосвязь между 3G и IPv6? Насколько для успешного внедрения сетей 3G , будет необходимо внедрение IPv6 и соответственно программно-аппаратных комплексов, поддерживающих новый протокол?
Переход к IPv.6 это часть Rel.5 (UMTS). Несомненно, к моменту выхода этого стандарта у нас будет доступно оборудование с поддержкой IPv.6. Тем не менее, в настоящее время большинство продуктов соответствует IPv.4. Прагматичность подхода NN заключается в поддержке обоих протоколов: есть стандарт, и есть требования рынка. Мы обязаны соответствовать и тому и другому.

Отмечу, что в данный момент большинство предприятий, использующих IPv.4, имеют в распоряжении технологию NAT. Это дает существенное расширение числа IP-адресов, т.н. виртуальные IP-адреса.

В последние годы у многих журналистов, освещающих жизнь телекоммуникационной индустрии, сети 3G из предмета поклонения превратились в предмет насмешек, мальчика для битья. Каков потенциал электронных СМИ по объективному освещению направления 3G?
Значение прессы, несомненно, велико, в основном, читатели верят тому, что они узнают, и электронные СМИ здесь не исключение. Значительно проще продвигать технологии и продукты, когда пресса понимает, о чем пишет. Именно поэтому я с удовольствием принял предложение Сотовика, как одного из ведущих электронных СМИ РФ.

Что даст 3G массовому абоненту?
Прежде всего, возможность высокоскоростной передачи данных и доступность тех приложений, которые сегодня принято ассоциировать с фиксированными сетями, с работой в офисе. Таким образом, конечный пользователь получает мобильный офис, то есть подключение мобильного ПК к сетям доступа к информации в любом месте.

Вероятно, UMTS не принесет ничего нового, по сравнению с тем, что человек уже имел в своей проводной жизни. Но прелесть в том, что мобильный телефон максимально приблизит вас к тому, что есть в вашей повседневной жизни дома или в офисе, и сделает человека по настоящему мобильным.

Как известно, стандарт GSM реализован на базе технологии TDMA, а UMTS использует технологию CDMA, ее вариант W-CDMA. В чем причина отказа от технологии TDMA?
Технология CDMA изначально позволяет более эффективно использовать частотный спектр. Если для голосовой связи выигрыш небольшой, то в режиме передачи данных выигрыш колоссальный. И как вы знаете, скорость передачи данных в сетях UMTS значительно выше, чем в сетях GSM/GPRS. Другой аспект чисто финансовый. С точки зрения экономической эффективности UMTS значительно опережает GSM — в расчете на 1 абонента инвестиции ниже.

Ваши пожелания читателям Сотовика.
Я уверен, что в 2004 году читатели Сотовика станут свидетелями широкого наступления UMTS. Этот стандарт будет повсеместно доступен, поскольку появился определенный ассортимент абонентских терминалов, а оборудование инфраструктуры стало полнофункциональным и надежным. И последнее наша компания имеет очень серьезные намерения относительно UMTS в России.

© А.Корсунский, "Сотовик"

© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх