Что нужно учесть при заказе разработки сайта: бриф, ТЗ, этапы создания ресурса
Разработка сайтов — многоэтапный и сложный процесс, в котором задействован целый штат специалистов. Для создания действительно качественного продукта нужно учесть уйму нюансов, и многое зависит от вовлеченности заказчика. Работа над веб-ресурсом — это тесная коммуникация и совместное творчество клиента с разработчиком.
При заказе сайта появляется большое количество вопросов, и многие из них могут поставить в тупик. Мы введем вас в курс дела и подготовим к взаимодействию с подрядчиком. Вы узнаете, что такое бриф и ТЗ, а также какие есть этапы создания веб-продуктов. Это упростит коммуникацию с исполнителем, поможет поэтапно контролировать процесс и своевременно вносить правки.
Анализ ЦА и конкурентов
Чтобы создать качественный сайт, важно изучить конкурентов в нише. Это поможет выявить их преимущества, понять, что работает хорошо, а что западает. Определить моменты, которые хотелось бы внедрить в свой ресурс, и подобрать референсы по дизайну, функциональности и прочим характеристикам. Также благодаря анализу можно понять, чем ваша компания могла бы выделиться на фоне конкурентов.
Далее нужно четко определить свою целевую аудиторию и проанализировать ее. Аудит поможет получить точную характеристику ЦА, выявить ее предпочтения и потребительские мотивы. Все это позволит разработать эффективную стратегию продвижения.
Оба этапа крайне важны и являются обязательной частью подготовки к разработке сайта. Если подрядчик пропускает эти шаги, обосновывая тем, что его профессионализма и опыта достаточно и без аудита, стоит сильно усомниться в эффективности такого подхода.
Целеполагание и брифование
Чтобы работа над сайтом принесла желаемый результат, необходимо четко обрисовать задачу подрядчику. Для этого важно определиться с целью ресурса — ответить на вопрос, для чего он нужен. Сайт может быть создан для продаж, PR и формирования имиджа, размещения рекламы, информирования потребителей и получения обратной связи, привлечения клиентов и сбора заявок. От целей зависит выбор инструментов работы.
Разобраться с этим вопросом помогает бриф. Это анкета, которая позволяет выявить потребности и пожелания клиента и создать общую картину проекта. Иногда сам заказчик не до конца представляет, что он хочет увидеть в итоге. Брифование помогает определить ориентиры и поставить четкую задачу перед исполнителем. А это ускоряет процесс создания сайта и экономит бюджет организации.
Разработка ТЗ
После проведения аудита и брифования составляется техническое задание.
Это проектная документация, на основе которой подрядчик разрабатывает сайт.
В ТЗ описываются общая концепция веб-ресурса, его функциональная составляющая, стиль интерфейса и особенности дизайна, используемые технологии и методы разработки. Должна быть указана следующая информация:
- количество страниц сайта, какие разделы он будет иметь;
- как часто и на каких страницах потребуется обновлять контент;
- выбранный вид CMS (системы управления контентом);
- планируется ли вы интеграция с посторонними CRM (системами управления взаимоотношениями с клиентами), платежными системами, сервисами рассылок и т. д.;
- кто и при каких обстоятельствах будет посещать сайт;
- как планируется использовать сайт в стратегии продвижения компании.
ТЗ составляет системный аналитик, а заказчик согласовывает. В документе не может быть неточностей, каждый процесс создания сайта должен быть описан в деталях. По техзаданию рассчитывается количество часов, необходимых на работу, от чего зависит стоимость проекта. Документ прилагается к договору, и по нему подрядчик выполняет свои обязательства.
Этапы разработки сайта
После согласования концепции проекта, сроков, стоимости и решения всех документальных вопросов начинается разработка сайта. Процесс включает следующие этапы:
- прототипирование;
- создание дизайн-макета;
- верстку и интеграцию с CMS, настройку основных модулей.
- интеграцию с учетными системами и сервисами;
- адаптацию под мобильные устройства;
- наполнение контентом и SEO-оптимизацию;
- релиз и тестирование;
- поддержку и сопровождение.
Заказчик не может быть экспертом во всех перечисленных вопросах, и это нормально. Не нужно глубоко разбираться, каким образом ведутся работы на каждом этапе. Главное — договориться с исполнителем о контрольных точках согласования, сроках и результатах, которые вы получите по каждому направлению.
Пример агентства, с которым комфортно работать — Amiga. Компания проводит хороший аудит и подробное брифование. Берет на себя все задачи по созданию стартапа, приложения или корпоративного решения. Поможет вам с отдельной задачей или предоставит услуги комплексно.