Оценка тарифного плана

   Автор статьи: Максим Букин

Операторы сотовой связи органически не могут работать себе в убыток — поэтому даже самые супервыгодные тарифные планы всегда будут содержать ограничения: чтобы потребители особенно не увлекались и норма прибыли компаний держалась на достаточно высоком уровне. Именно поэтому все предложения провайдеров мобильной связи имеют хитрые и специфические ограничения, дополнения, ссылки и сноски, которые потребители часто не замечают. А потом искренне удивляются, по какой же причине они платят больше. Разберем все возможные ограничения и специфические особенности тарифных планов.

Специфический "голос"

Самый распространенный тип общения — голосовой трафик, который до сих пор занимает до 80% всех доходов операторов связи. Редко у какого оператора, за исключением Tele2, встретишь 2-3 наиболее распространенных тарифных плана — скорее их будет раза в два больше, а для крупных городов число одновременно активных для подключения ТП будет около десяти-пятнадцати. Разобраться в них нелегко даже с помощью специальных тарифных калькуляторов, а уж учесть все "тонкости" тарификации "в лоб" практически невозможно.

Мы не будем останавливаться на конкретных примерах — сосредоточимся на общем подходе, который можно применить к любому оператору связи в любом регионе нашей страны. Итак, все уловки начинаются с веб-сайта оператора связи. Если у компании есть различные варианты долгосрочных скидок для постоянных клиентов, то готовьтесь к тому, что все цены будут указаны изначально с этой самой скидкой. Особенно это любят делать разработчики сайта МТС — здесь постоянно надо включать "галочку" с надписью "Указать тарифы без скидки", иначе ценовая реальность будет совсем другой — на 15% меньше. Не будет лишним и посмотреть полную версию тарифного плана — на сайтах "МегаФон" и МТС обычно указывается краткая информация, а полная: только по дополнительной ссылке. А на сайте "ВымпелКома" для любого тарифа необходимо сразу открывать вкладку "Описание": там будет полная версия всех данных. Обычно в кратком представлении ТП операторы «забывают» уточнить нужные данные по ограничениям, стоимости дополнительных услуг.

Таким образом, при оценке тарифного плана рекомендуем использовать три основных показателя. Во-первых, это цена минуты вызова на телефоны внутри сети и других операторов связи. Здесь могут быть самые различные варианты тарификации — кроме базовой и единой цены, вариации когда до пяти минут в день цена большая, дальше — падает. Либо цена серьезно падает после 10 минут непрерывного разговора. Или "каждая вторая минута бесплатно", правда при таком подходе тарификация идет как раз двухминутным интервалами. В любом случае, абонент будет платить какое-то среднее значение — его и стоит подсчитать: только тогда «откроется» действительная стоимость вызова. Во-вторых, посмотрите все возможные тарифные модификаторы для тарифа — обычно за их подключение надо будет заплатить отельные деньги, а сами они имеют абонентскую плату, которая списывается далеко не обязательно каждый день: может быть вариант списания сразу в начале периода (месяца) — так оператор страхуется от подключения модификатора не небольшой срок. Наиболее выгодными являются тарифные модификаторы для общения внутри тарифного плана или небольшой группы абонентов — друзей или знакомых: количество номеров, куда можно позвонить со скидкой, будет небольшим, но стоимость таких вызовов будет минимальна. И, в-третьих, стоит посмотреть на тип тарификации — если раньше округление могло быть посекундным, то сейчас практически все ТП поминутные, не тарифицируется только 3-5 первых секунд. Кстати, оператор вправе ограничивать длительность соединения в соответствии с различными пунктами правил оказания услуг — обычно перезвонить своему собеседнику придется, в среднем, через 40-60 минут начала разговора. Кроме борьбы с "зависшими" звонками это помогает взять с абонента больше денег, если его ТП предполагает прогрессирующую скидку, в зависимости от продолжения общения, для каждого разговора.

Кстати, есть особенности и при подключении самых распространенных модификаторов. К примеру, услуга "Любимый номер", которая есть у всех операторов "Большой тройки" не предоставляется при роуминге и международных звонках. А для тарифных планов с включенными минутами местного эфирного времени, скидка действует после исчерпания включенных минут. Все возможные "Автоответчики" тарифицируются "в два конца": то есть за время записи сообщения платит тот, кто звонит, а также тот, кто это сообщение прослушивает. Правда, во второй раз — это по цене исходящего внутрисетевого звонка на номер "внутри сети". Если ваш оператор дает возможность приобрести пакет голосовых минут (за деньги или бонусы) — будьте внимательны, он будет "работать" только на вызовы внутри региона и абонентская плата за него будет списана полностью при его подключении. По истечении 30 календарных дней с момента подключения услуги все неизрасходованные минуты из пакета аннулируются. Придет ли при этом соответствующее информационное SMS — не известно. Кстати, стоит помнить, что при покупке нового ТП имеет смысл сразу провести ревизию подключенных услуг — часть их них может быть в "условно-бесплатной" эксплуатации только пару недель, как тот же «Замени гудок» у "МегаФон": дальше за них придется платить абонентскую плату. Если вовремя не отключить.

В любом случае, если тариф вам подключили, но по каким-то причинам он вам не подошел — жалеть не стоит, ведь его всегда можно поменять. Стоимость перехода на другое тарифное предложение, обычно, составляет от 30 до 90 руб. и осуществляется если не мгновенно, то в течение суток — уж точно. Правда, при смене тарифного плана абонента вынуждают соглашается со всеми условиями, в том числе с необходимостью подключать повторно ряд дополнительных услуг (АОН и др.) и оплачивать их подключение, если это предусмотрено новым тарифным планом. Так что изначально выбирать стоит внимательно.

Не стоит забывать и о такой "любезности" провайдеров связи, как возможность для pre-paid абонентов "уйти в минус" на несколько сотен рублей. Не смотря на общую полезность такого сервиса, надо помнить о правилах его предоставления. "На полном доверии" у МТС, «Автоплатеж» у "ВымпелКома" или «Кредит доверия»: это не подарок от компании "Большой тройки" — это мини-кредит от оператора связи, который все-таки необходимо погасить. Получить его могут абоненты, которые подключены к сети оператора в течение 3-6 месяцев и тратят на услуги связи, как минимум 150-300 руб. Особенно «опасно» подключать такую услугу и забывать заплатить по счету хотя бы до нулевой отметки («никто никому не должен») и выбрасывать SIM-карту: через пару лет, когда накопятся хорошие проценту, это чревато визитом коллекторов.

Разговор "текстом"
Часто телефонные книжки бывают настолько обширными, а желание коммуницировать со своими родными и знакомыми настолько сильным, что кроме как SMS никакой другой сервис «спасти» нас не сможет. В отличие от тарифов «на голос», тарифные предложения по SMS не так распространены, хотя, при вдумчивом подходе к делу есть шанс сэкономить — сейчас подключить соответствующие пакеты услуг куда как проще, чем раньше. Но стоит иметь в виду специфику SMS — сервиса. К примеру, если текст пишется по-русски, то в одну SMSку "влезет" ровно 70, а далеко не 160 символов. Если число больше — телефон отправит уже 2-3-4 "склеенных" сообщения, которые будут тарифицироваться отдельно. Ну и, как с голосовыми минутами, стоимость SMS внутри тарифа, в домашнем регионе и зарубеж будет отличаться — обычно в 2-3 раза. Для сравнения отметим, что в среднем, отправка одного SMS по России стоит 1,5 руб., в страны СНГ и по миру — от 5 руб.

Каждый оператор "Большой тройки" предлагает свой подход к пакетированию услуг — самая обширная тарифная линейка у столичного "МегаФона", аж шесть вариантов пакетизации, у МТС и "ВымпелКома" — по три. Есть и другие особенности. К примеру, в столичном «МегаФон» с пользователя за сам факт подключения SMS-пакета сверх его стоимости возьмут 20 руб. просто так, у МТС и «ВымпелКом» работают сроки действия для такой услуги — чаще всего это 30 или 60 календарных дней. Хотя бонусные пакеты, которые у компаний «Большой тройки» можно получить за баллы, могут тарифицироваться иначе — к примеру, пакет в 120 SMS «тянется» 180 дней. Но только за счет того, что каждый месяц пользователь будет получать по 20 SMSок.

По истечении сроков, которые соответствуют каждому пакету текстовых сообщений, все неизрасходованные SMS из пакета аннулируются, и дальнейшая тарификация SMS осуществляется в соответствии с тарифным планом. На наш взгляд это очень некрасиво — клиент авансирует пакет услуг связи и как минимум его не надо ограничивать во времени расходования уже приобретенных услуг. Кстати, стоимость SMS-пакета списывается полностью при подключении и сообщения из пакета расходуются при отправке SMS абонентам "домашнего" оператора связи и других сотовых сетей РФ. В роуминге, а также при отправке сообщений на короткие специальные номера (в виде заказа контента или различных лотерей) такие SMS-пакеты не расходуются: там отправленные сообщения оплачиваются по соответствующим тарифам.

Доступ в Сеть по правилам
Виджеты, электронная почта и оперативный доступ в сеть Интенет чтобы почитать почту или новости — это те рутинные дела, которые знакомы каждому пользователю смартфона. Хороший вариант, если в таком телефоне есть возможность поставить две SIM-карты, это поможет существенно снизить цену на трафик мобильного Интернета. Для этого имеет смысл воспользоваться тарифами для мобильных модемов — их можно приобрести отдельно и использовать как «SIMку для доступа в Сеть». Причем, в таких тарифных предложениях тоже есть свои особенности. Самое главное, что стоит помнить — если цена GPRS-Интернет, обычно, указывается за 1 Мб, то для WAP все совсем иначе: она всегда обозначается за 10 Кб, что может серьезно запутать абонентов, считающих это цифрами единого порядка.

Типичные проблемы непонимания, обычно, связаны с тем, что абоненты невнимательно читают условия предоставления услуг. К примеру, округление интернет-трафика в большинстве тарифов для UBS-модемов идет по 1 Кб в большую сторону. А на «голосовых» тарифах это может быть 10 Кб, а в роуминге — даже при прежней цене "метра" трафика — уже 100 Кб. Во-вторых, пакеты интернет-трафика обычно конечны — редко где можно купить его и "цедить" два-три месяца: как с SMS, обычно все они "сгорают" за месяц и если вы купите еще один аналогичный, то, может так случится, что трафик начнет считаться "с нуля". То есть происходит автоматическое обнуление трафика, предоставленного ранее. Не очень-то и корректно со стороны операторов связи, но такие варианты вполне реальны. Кстати, две одновременно работающих скидки на одном тарифе, обычно, невозможны — каждая следующая без предупреждения "обрубает" предыдущую.

Кроме того, некоторые пакеты еще и "обрезают" скорость доступа в Сеть. Вот «Безлимитный Интернет ЛАЙТ» за 890 руб. и «Безлимитный Интернет МЕГА» за 1390 руб. у столичного "МегаФона" — как только вы их подключите максимальная скорость будет ограничена 156 Кб/с. И дальше "сюрпризов" еще больше: если пользователь загрузит себе 3,5 Гб, то его канал уменьшается до до 128 Кб/с, а если 7 Гб — то до 96 Кб/с. Во втором тарифе первые 5 Гб скорость не ограничена, а дальше постепенно снижается до 156 Кбит/с и, при превышении 10 Гб в месяц — до 128 Кб/с.

В-третьих, стоимость большинства тарифных опций и пакетов оплачивается авансом за месяц или за услугу, а не посуточно, как это принято с другими опциями. Поэтому, имеет смысл обращать пристальное внимание на объем тех же пакетов интернет-трафика: деньги за заказанные услуги, оплаченные авансом, никто абоненту не вернет.

И, наконец, отметим, что если вы добавите SIM-карту с тарифом на передачу данных в сотовый телефон — обязательно проведите настройку профиля "руками" и убедитесь, что точка доступа соответствует вашему оператору связи и корректна. Ведь в том случае, когда доступ к услугам передачи данных предоставлен с использованием автоматических настроек оператора связи, трафик тарифицируется по цене 2,95 руб. с учетом НДС за 10 Кбайт ! То есть мегабайт будет стоить около 300 руб. в домашнем регионе — эти автоматические настройки оператора связи (к примеру, у "ВымпелКома") используются в случае, если телефон абонента не настроен или настройки некорректны.

 


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх