IPTV от Эрикссона и не только
Недавно в Москву приезжал Хенрик Эрикссон, директор направления по развитию и внедрению решений в области IPTV одноименной компании Ericsson.
Его выступления на конференции "Фиксированная связь: Тенденции и перспективы" и на специальной встрече для прессы были посвящены опыту внедрения IPTV некоторыми европейскими операторами.
Так, компания Belgacom, оператор, работающий на территории Бельгии, использовала в своей службе IPTV решение от Nokia Siemens Networks. Но суть не в этом, а в организации бизнеса, который у Belgacom пошел довольно успешно. Одним из самых важных факторов быстрого роста абонентской базы службы IPTV Belgacom стало то, что первые 6 месяцев компания предоставляла свои услуги бесплатно. За это время количество абонентов выросло с 0 до 150 тысяч. Бесплатные полгода пролетели быстро, но Belgacom хорошо подготовилась к моменту введения платы за IPTV, поэтому сокращение абонентской базы было небольшим и непродолжительным.
"Подготовка" заключалась в том, что Belgacom разработала такие предложения для клиентов, от которых многие не смогли отказаться. Абонентам были предложены 2 варианта сервиса. Первый — это классический пакет The TV, позволяющий принимать до 80 ТВ-каналов с оплатой 9,95 евро в месяц. Второй — это несколько пакетированных предложений My TV, где в каждый набор входит до 20 выбранных клиентом телевизионных каналов плюс возможность просмотра "видео по требованию" по цене от 14,95 евро в месяц. В ассортимент "видео по требованию" входят художественные и документальные фильмы, контент для детей и для взрослых, записи концертов и т.п. с оплатой каждого просмотра в размере от 0,5 до 1,5 евро за просмотр (минимальная плата взимается за контент для детей, и максимальная — за контент для взрослых). А, кроме того, абонентам My TV предлагается так называемая услуга "catch up" — за 2 евро можно в удобное для себя время посмотреть ранее транслировавшуюся телевизионную передачу. Немаловажно также, что абоненты и The TV, и My TV могут смотреть трансляции матчей бельгийской футбольной лиги (вот такое кросс-платформенное предложение). Для обоих пакетов IPTV предлагаются также некие интерактивные функции с использованием специальных кнопок пульта ДУ.
В результате Belgacom удалось завлечь в свою IPTV-службу 300 тыс. абонентов (а это 28% всех абонентов широкополосных услуг компании), став таким образом вторым игроком рынка цифровых ТВ-услуг в Бельгии и получив на нем долю в 31%. Средний ARPU клиентов IPTV от Belgacom составляет 16 евро в месяц.
Зато компания Ericsson принимала непосредственное участие в становлении службы IPTV компании Vodafone Iceland, работающей, как несложно догадаться, в Исландии. Население этой страны составляет всего 316 тыс. человек, но Исландия — это очень зрелый рынок телекоммуникационных услуг с одним из самых больших в мире проникновений фиксированной и мобильной телефонии, широкополосного доступа и платного телевидения. Так что там пришлось применять несколько другую стратегию. У Vodafone Iceland есть собственная ТВ-станция и некоторые другие медийные ресурсы, так что "видео по требованию" в ассортименте тоже есть. Т.к. компания Vodafone Iceland работает так же в области фиксированной (50 тыс. абонентов) и мобильной связи (110 тыс. абонентов), то она старается предлагать и конвергентные услуги, в частности телезрители могут отправлять сообщения, пользоваться сервисом Presence (когда абонент включает телевизор, он может определить, смотрит ли его приятель ту же самую программу). IPTV-сервис Vodafone Iceland построен на базе платформы IMS. Компания Ericsson предоставила для этого сервиса законченное решение с системой распределения телевизионного сигнала и "видео по требованию". Ericsson вместе с Vodafone разработали простой графический пользовательский интерфейс с целым рядом поисковых функций, который легко адаптируется в соответствии с потребностями абонента. По словам Хенрика Эрикссона, этот интерфейс немало способствует привлечению новых абонентов.
Но самый агрессивный подход, пожалуй, у компании Telia Sonera, предлагающей услуги IPTV в Швеции. Она решила не взимать плату с абонентов в течение 12 месяцев, и их набралось уже почти 400 тыс. Но итоги подводить пока рано, поскольку "бесплатный год" еще не закончился. Но Telia Sonera активно готовится к этому часу "Х", она намерена добавить к своему пакету новые предложения, контент и услуги, за которые пользователи согласятся платить.
В России тоже есть операторы, предлагающие услуги IPTV. Правда, практика временного бесплатного доступа к подобным сервисам используется обычно лишь на этапе тестирования, в котором участвует ограниченное число пользователей (например, у "Корбины" в тестировании принимали участие 500 человек). Но цены коммерческих служб IPTV в принципе невысоки и соответствуют доходам российских абонентов. Так, например, абонентская плата в IPTV-сервисе той же "Корбины" составляет 140 руб. в месяц и за эти деньги клиент получает доступ к 71 каналу телевидения высокой четкости, среди которых есть эфирные ТВ-программы, фильмы, музыкальные, информационные, спортивные, детские, познавательные и развлекательные каналы, а также "видео по требованию", где можно посмотреть видеоанекдот за 1 рубль или фильм, заплатив от 20 до 60 рублей за неограниченное количество просмотров в течение суток. О том, сколько абонентов у IPTV-сервиса "Корбины", компания пока не сообщает.
Конечно, доля абонентов IPTV на фоне количества пользователей широкополосного доступа в Интернет или клиентов кабельного ТВ пока невелика. По данным на конец 2007 г. в мире было всего 14 млн абонентов IPTV, но к концу 2008 г. по прогнозам Media Research Group их численность должна достигнуть 24 млн. Довольно быстро растут и доходы от IPTV: по данным того же источника оборот данной отрасли к концу 2008 г. превысит 7 млрд USD, а к концу 2012 г. составит более 30 млрд USD. Есть за что побороться.
© СОТОВИК