ЦУНами в погоне за преступниками

   Автор статьи: Максим Букин

В небольшое помещение рядом с дежурной частью УВД по Северному административному округу г. Москвы доступ строго ограничен — только обладатели специальных магнитных карт могут проходить за железные двери и бдительные "глазки" камер.

Небольшой "пенал" с одним окном, решеткой и панорамным стеклом, за которым виден "аквариум" дежурной части заставлен компьютерами и рациями: именно отсюда в круглосуточном режиме дежурный офицер милиции железной рукой управляет тремя сотнями автомобилей, которые ежедневно патрулируют одну шестую территории столицы. По размерам и числу жителей этот "кусок" территории напоминает средний европейский город. Время постоянного перемещения по карте разноцветных булавок, отражающих движение машин с оперативными группами и патрулями, или зажигающихся лампочек, безвозвратно ушло — оперативная обстановка отображается на жидкокристаллических мониторах и обновляется три раза в минуту. Теперь мощный сервер бесстрастно фиксирует расстановку сил и даже подсказывает оператору, на каких участках надо сосредоточить наибольшее внимание. Мы находимся в центре управления мобильными нарядами столичной милиции — это самая последняя из внедренных ИТ-систем ГУВД г. Москвы.

Мобильные системы на колесах
Изначально система управления нарядами была предназначена для борьбы с уличными преступлениями: и с этой задачей хорошо справляется. На ее «счету» несколько десятков произведенных с ее помощью задержаний. Обеспечивая сбор, отображение на компьютерной карте города и анализ данных о текущей криминогенной обстановке (места преступлений с помощью специального «слоя» можно продемонстрировать графически), а также о состоянии и расположении мобильных нарядов милиции (представлены в виде «машинок»), она дает все возможности для быстрого принятия верных управленческих решений. С ее помощью можно как обезвредить уличных хулиганов или разбойников, так и "загнать" на оперативно выставленные посты ДПС угнанную машину. По сути, за счет сведен многих информационных потоков в единое целое, снижается время реакции сотрудников правоохранительных органов на обращения граждан — действовать можно крайне оперативно.

Центр Управления Нарядами ГУВД г. Москвы

Надо понимать, что сама по себе система управления мобильными нарядами — только часть общей ИТ-инфраструктуры столичного ГУВД. Многочисленные сервера и АРМы мало чего стоят без интеграции с внешними системами — тем же сервером ГИС, сервером приёма координат от милицейских машин, подсистемой обеспечения информационного взаимодействия "Карточка происшествий 02" (именно отсюда все УВД получают задачи на отработку ситуации), общей системой обеспечения безопасности города (СОБГ), базами данных МВД и т.д.


Схема системы управления мобильными нарядами столичной милиции

Как выяснилось, управление экипажами автомобилей, задействованными в системе единой дислокации, организуется по трехуровневой схеме. На верхнем уровне, на базе штаба ГУВД г. Москвы, осуществляется централизованный сбор, хранение и обработка данных о происшествиях, зарегистрированных в системе «Карточка происшествия» и положении патрульных автомобилей. Нижние «этажи» системы представляют территориальные Центры Управления Нарядами на базе УВД по административному округу и районам. Кроме того, формально системой поддерживаются мобильные комплексы на базе ноутбуков в защищенном исполнении, имеющие возможность работы в автомобиле и предоставляющие командному составу оперативный доступ к текущим и архивным данным о расположении патрульных нарядов. Такие решения вроде бы даже есть, но в реальности их мало кто видел — не показали их и мне. По сути, это "придворные" проекты, которые существуют в единичном исполнении и демонстрируются разве что "под телекамеры" в руках у многозвездных генералов: в остальное время они деятельно... пылятся в сейфах. Мобильные компьютеры для работы есть только в машинах ДПС, но и то использование их фрагментарно.


Внутри каждой милицейской машины стоит вот такой GPS/Глонасс навигатор, который передает информацию о своем местоположении по каналам мобильной связи


А вот и его «внутренности»

История внедрение навигационно-мониторинговых систем в деятельность органов внутренних дел достоверно прослеживается с 2002 года. Страшно подумать — для оборудования автотранспортных средств с того времени использовались системы позиционирования подвижных объектов 28 (!) различных моделей: множество разных проектов, систем слежения и решений для повышения эффективности. Разумеется, все это работало фрагментарно — и весьма с небольшим эффектом. Делу помог только комплексный подход из серии "поставить везде одно и тоже". Он был обеспечен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств, и систем аппаратурой спутниковой навигации Глонасс или Глонасс ОР8» — именно с его помощью удалось "пробить" полномасштабное оснащение транспортных средств подразделений органов внутренних дел, принимающих участие в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, системами мониторинга. Таким образом, проект Системы управления мобильными нарядами ГУВД по г. Москве является не только крупнейшим в Российской Федерации — он еще и работает.

 


Общая схема работы системы управления мобильными нарядами

В машинах, правда, стоят комбинированные приборы — там сочетается как GPS, так и Глонасс (исполнитель — "М2М Телематика"): по сути это мощный навигатор с каналом обратной связи. Информация о местоположении экипажей передается по GPRS/EDGE-каналу, оператор — МТС. По заданию ГУВД установлена периодичность получения информации от каждого транспортного средства 1 раз в 20 секунд. Правда, возможности системы позволяют проводить опрос чаще, но этого не требуется с учетом особенностей несения службы мобильными нарядами. Еще бы в патрульные машины хорошо добавить видеокамеры для полноценного контроля деятельности экипажей или передачи «картинки» при патрулировании или погоне за преступниками. Нечто подобное еще года три назад я видел в США — но и там это были фрагментарные внедрения с помощью мобильного WiMAX, которе тоже не применялись широко. Возможно, это все-таки случится в России — особенно с внедрением LTE-сетей.
Кстати, мобильная связь в условиях города все равно не стабильна, поэтому с передачей данных возможны задержки на несколько минут: часто на карте машины передвигаются рывками. Хотя, даже GPRS-канала достаточно для того, чтобы показать текущее местоположение машины и ее маршрут движения: прибор «выстреливает» весьма небольшую порцию данных.
По каждому патрульному автомобилю ведется свой лог-файл: всегда можно сказать, где он был в конкретный промежуток времени: сколько ехал, где и когда стоял, ничего не спрячешь. Бывшие поначалу случаи "случайной" порчи GPS/Глонасс приемников пресекались весьма строго — теперь больше из милиционеров так никто не «балуется». В общем, если заметно, что патрульная машина стоит около пивного ларька, то диспетчер оперативно уточнит, что там наряд делает. Больше не получается ездить в соседний округ пообедать в хорошей чебуречной или заскочить домой "на минутку", если автомобиль с милиционерами находится на дежурстве: дисциплина после внедрения системы возросла многократно, сказывается постоянный контроль.
Всем патрульным автомобилям "нарезаны" свои сектора на территории округа — его по периметру, вдоль и поперек они и объезжают во время рабочей смены. Если вовремя не заходят в зону патрулирования или "вылезают" за границу — участок сразу окрашивается в красный цвет, привлекая внимание оператора. Есть в каждой машине и кнопка SOS — экстренный вызов помощи, когда нет времени говорить по рации. Одно время милиционеры задевали ее амуницией или случайно просто "посмотреть что будет" — но после прямых внушений от руководства больше ложных срабатываний не бывает.
На данный момент гибридными приемниками GPS/Глонасс только в УВД САО оборудовано 343 автомашины, из них: 11 автомашин ОБ ППСМ, 78 автомашин УВО при УВД, 156 автомашин ОВД по районам, 24 автомашины конвойных нарядов, 20 автомашин СОГ, 54 автомашины ГИБДД, что обеспечивает надлежащую работу СУМН. Всего по городу автомобилей, оснащенных таким оборудованием — свыше 3,5 тыс. (при емкости системы управления — 7 тыс. автомобилей).

Тотальный контроль
ЦУН расположен в смежном помещении дежурной части УВД по САО г. Москвы — здесь два рабочих места: для старшего инспектора группы и инженера оперативной связи. Управляет системой специальное подразделение из четырех сотрудников в круглосуточном режиме — все они имеют навыки управления мобильными группами милиции и прошли обучение по работе с АРМ СУМН.


Рабочее место старшего инспектора


Рядом — телефонная станция с быстрым набором подчиненных подразделений и «соседей»


Справа — сервер, управляющий радиосвязью — здесь можно устроить групповой вызов всем подчиненным силами и средствам, настроится на волну ГИБДД, ВО, ГБР и т.д., есть и групповой вызов. Это самая мощная радиостанция в округе и "забивает" по важности все рации райотделов. Тот, кто за этим пультом — отдает оперативные приказы по всему округу. И только попробуй их не услышать. Как мне сказал "дежурный", если видит, что экипажи "реагируют медленно", он их мгновенно "бодрит".

Состав дежурной группы (в сутках у них четыре смены) — старший инспектор группы по организации деятельности подразделений в системе единой дислокации (он — старший группы) и инженер по оперативной связи и специальной технике межрайонного эксплуатационно-технического отделения (МЭТО) УВД. Оперативное подчинение этой рабочей смены — у начальника смены дежурной части УВД по САО г. Москвы.


Вся информация о машинах по каждому округу видна на большой плазменной панели, которая установлена в помещении дежурной части

Для наглядности, в соседнем с ЦУНом помещении дежурной части установлена плазменная панель с отображенной на ней картой управления нарядами: можно приближать карту, выходить на связь, видеть общую ситуацию.


Два дисплея поближе — на левом задачи по службе 02, справа на карте фиолетовым отмечены точки происшествий


На каждое сообщение из центра 02 назначается наряд для «отработки» вызова


Если нажать на фиолетовую точку открывается краткая информация: в данном случае кража кондиционера из магазина — это так жара действует на людей

 

Как только вызов принят, дежурный инспектор сразу отправляет машину «на перехват». При необходимости от может «подтянуть» и другие близкорасположенные наряды

 


Машина с задачей сразу помечается «крестиком» и при подведении курсора система показывает на какое происшествие она направляется

У ЦУН одно рабочее место — отображение информации идет одновременно на 2-х мониторах: так удобнее. В нашем случае карты были на правом мониторе. Здесь можно работать в нескольких режимах — к примеру, модуль «ЕСДСС» является автоматизированной системой планирования расстановки нарядов ГУВД и его подразделений, позволяющей конечному пользователю в любой момент времени с высокой степенью точности определить зоны, перекрытые в данный момент силами ГУВД или его подразделений. Есть и модуль «Мониторинг» — он предназначен для непрерывного слежения за мобильными объектами ГУВД и его подразделений. Ну и, конечно, модуль «Карта» — он предназначен для отображения состояния, местоположения, движения объектов в режиме наблюдения реального времени.

Дежурный из УВД видит картинку с расположением мобильных нарядов по всему округу — красным показываются участки, на которые наряд еще не доехал или машину вызвали на происшествие

 


Дежурный по райотделу милиции, подключенный у ЦУН, видит только свои машины на общей карте — те подразделения, которыми он располагает в оперативном порядке

Отмечу, что карты в системе управления мобильными нарядами "отрисованы" с нуля — существенно облегчен визуальный ряд и нанесено несколько специальных слоев. К примеру, по плану "Перехват" или "Вулкан-3" у всех действующих подразделений есть свои точки присутствия: это отдельный слой. Кроме того, на карте нанесены места дислокации личного состава и групп немедленного реагирования, "нарезаны" районы патрулирования для ППС, указаны точки наиболее быстрого перехвата угнанных машин для патрулей ГИБДД и т.д. Ясное дело, что в гражданских картах такого нет. Кроме того, при отрисовке объектов, элементов интерфейса, и специальных областей на карте широко используется анимация и различные графические эффекты, что увеличивает наглядность отображения информации.


По каждому автомобилю можно вызвать историю его перемещений с самого момента установки навигатора — все это хранится на мощных серверах

Машина вневедомственной охраны (фиолетовая) — включена в общую систему патрулирования и находится в границах своей территории, которая назначена при начале смены: граница зоны патрулирования показана синим цветом


А это патрульная машина только выдвигается для несения службы — ее сектор помечен красным, как только она войдет в свою зону патрулирования компьютер учтет это и перекрасит его в белый цвет

А вот сотрудник ГИБДД двигается на ДТП — поэтому скорость выше разрешенной в городе

 

На левом мониторе старшего инспектора группы представлено одновременно два рабочих модуля системы. Во-первых, это «События»: здесь включено отображение установленных состояний по объектам зарегистрированных в системе в виде текстовой ленты, также отображаются всевозможные тревоги. Во-вторых, «Общие данные» — это статистическая информация по мобильным нарядам — их местоположение объекта, зона ответственности, место в иерархии, тип и т.д. Именно на этот монитор поступают все задачи от единой службы 02 (самые серьезные помечаются красным): все из них надо отработать — отправить машину или уведомить участкового. Чуть ниже — информация о нарядах: эта информация о расстановке патрульно-постовых нарядов и все сведения по работе нарядов автоматически формируется в сводные отчеты, в которых отображаются такие сведения как: время заступления и окончания службы, «пробег» автомобилей за смену, суммарное время простоя, принадлежность подразделению.


Визуализация отличная — если машина выполняет «боевую задачу», то она полностью закрашена. Если нет — соответствующим цветом указаны только контуры. Но расстановка сил и средств сразу видна


Вот казармы отдельного батальона ППС — головные машины, где стоят такие приборы, "на приколе" — личный состав повышают боеготовность в локальном режиме, сегодня никаких усилений не предполагается

Кстати, для отслеживания движения наряда к месту происшествия, при получении нарядом задачи, система автоматически просчитывает расстояние между местом происшествия и патрулями. Это позволяет инспектору ЦУН направить по данному адресу ближайший наряд вне зависимости от зоны ответственности и территории ОВД, тем самым максимально сократить время его прибытия на место происшествия буквально до 3-5 минут. Зачастую это позволяет наряду пресечь преступление или принять меры по преследованию преступника по направлению движения — есть десятки примеров, когда уличных разбойников или угонщиков задерживали «по горячим следам».
Такие же автоматизированные рабочие места есть в дежурных частях 16 отделов внутренних дел по районам САО г. Москвы, в полку ППСМ УВД по САО г. Москвы, отдельном батальное ДПС ГИБДД САО г. Москвы: правда, все они видят только свои районы, на которых отображены подчиняющиеся им подразделения. Кстати, в ближайшее время после завершения технических работ планируется установка АРМ в дежурной части УВО при УВД.
В обязанности дежурного инспектора входит получение решения на заступление на службу из дежурных частей полка ППСМ, УВО при УВД по САО, ОБ ДПС ГИБДД и ОВД районов о количестве нарядов, задействованных в системе единой дислокации, с указанием фамилий сотрудников наряда, госномеров автомашин и позывных экипажей. Указанные сведения вносятся в базу СУМН и производится выпуск нарядов на маршруты патрулирования. Все машинки различаются по цветам — значки автопатруля полка ППСМ окрашены в коричневый цвет, автомашины для ГНР в синий. ОБ ДПС ГИБДД — желтый, УВО при УВД — фиолетовым. Конвой с заключенными — черный цвет ("черный ворон"). оперативные машины со следственными группами — зеленый. Есть еще свой цвет у приданных сил — того же отдельного спецбата ППС. А вот автоколонны ВВ этой системой не оснащены.


Схема ИТ-решения системы управления мобильными нарядами ГУВД г. Москвы

«Центральный Диспетчер сети» реализован на базе сервера Kraftway Express 200, а «Подчиненные узлы уровня 2» на базе серверов Kraftway Express. ПО представляет собой серверное Java-приложение, работающее в среде ОС ReadHat Linux RHEL. Такой выбор платформы диктуется повышенными требованиями к производительности системы, надежности функционирования, и к обеспечению безопасности. в качестве СУБД используется Oracle. Функции ГИС реализованы средствами пакета GeoBuilder NetServer, разработанного специалистами ЗАО ПК Геокибернетика. Пакет работает в среде Microsoft Windows.

Рядом с АРМами стоят совсем небольшие ЦБ — но это только оперативная поддержка, серверы управления и системы хранения находятся в специально оборудованных ЦОДах

 

Аппаратная платформа центрального сервера ГИС — Kraftway Express 400. Окружной ГИС-сервер реализован на базе Kraftway Express 100, а районный ГИС-сервер устанавливается на АРМ диспетчера — Kraftway Credo Pro модель KW15.Сервер приёма координат Kraftway Express 100 работает под управлением ОС Microsoft Windows Server 2003 R2 Standard Edition. Прикладные функции выполняет специально разработанное ПО, обрабатывающее пакеты данных, поступающие от бортовых комплексов, установленных в автомобилях. Рабочие места диспетчеров ЦУН функционируют на базе графических станций Kraftway Credo KW15.

 


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх