Цифры в розницу

   Автор статьи: Ксения Болецкая

Мобильность — это уже не технология или свойство какого-то устройства. Сегодня это скорее сервис, за право предоставлять который идет битва.

Вот уже несколько лет подряд аналитики Gartner называют Amdocs игроком номер один в области решений для поддержки бизнеса. В 2007 г. оборот этого поставщика систем биллинга и CRM вырос на 14,5%, до 2,8 млрд USD. И все же дела Amdocs идут не так хорошо, как хотелось бы. Капитализация компании вот уже два года остается примерно на одном и том же уровне (около 6 млрд USD). Так на Amdocs сказывается мировой кризис в телекоммуникационной индустрии, ведь большинство ее клиентов — операторы связи. Доходы связистов почти не растут, так что им не до новых систем. Тем не менее вице-президент Amdocs Чарльз Борн полон оптимизма. 
 
Все в сеть 
 
Мобильный Интернет так и не стал популярен в массах во многом из-за несовершенства сотовых телефонов, считает Борн. Аппаратов, с помощью которых действительно удобно заниматься "серфингом" во Всемирной паутине, на рынке раз-два и обчелся. Но Apple своим iPhone ясно указала другим производителям, в какую сторону нужно двигаться, так что в ближайшее время мы увидим много интересных новинок. Но останется другая проблема. Пользователей отпугивает огромная разница в цене на мобильный и проводной интернет-трафик. Возможно, сотовые операторы пойдут на снижение цен, воспользовавшись бизнес-моделью телевещателей. То есть начнут раздавать дешевый (или даже бесплатный) доступ к контенту в обмен на показ рекламы. Правда, пока с продажей рекламы у операторов не очень. Ни одному из них она не принесла еще и 1% дополнительной выручки.
 
 Поэтому так много шума наделало в телекоммуникационном мире недавнее заявление генерального директора Vodafone Group Аруна Сарина. "Я действительно чувствую, что в этом году мобильная реклама наконец станет реальным бизнесом для сотовых компаний", — сказал Сарин. По оценке ABI Research, за следующие шесть лет рекламные доходы сотовых компаний вырастут более чем на порядок — с 1,8 млрд USD в 2007 г. до  24 млрд USD в 2013 г. Так что теперь операторы предвкушают "оттепель", которая разморозит их застывшие на одном уровне доходы. Не надо только забывать, предупреждает Борн, что, занимаясь продажей рекламы, операторы заходят на незнакомую территорию, где действуют другие правила и другое регулирующее законодательство. 
 
Большие связи 
 
Есть еще одна опасность, подстерегающая сотовые компании. "Мобильность — это уже не технология или свойство какого-то устройства. Сегодня это скорее сервис", — говорит Борн. И сервис этот могут предоставлять не только сотовые операторы, но и интернет-провайдеры. А в ближайшем будущем — даже телевещательные компании.
 
 Битва за это поле уже началась. Две недели назад в США были подведены итоги тендера по продаже частот, освобождающихся от аналогового телевидения. Большая часть спектра досталась крупнейшим американским сотовым операторам Verizon и AT&T. Сюрпризов, кажется, нет? Как бы не так. Еще до проведения конкурса компания Google выбила у регуляторов особую поправку к условиям тендера. Она дает возможность доступа к передаче данных на вышеупомянутых частотах не только телефонам под брендом оператора-владельца, но и любому другому устройству. То есть американские операторы, немалая часть доходов которых приходится на продажу устройств под собственной маркой, будут обязаны подключать к своей сети и владельцев других телефонов. В будущем новое правило может распространиться и на компьютеры. "Для российских абонентов, которые привыкли свободно выбирать себе телефоны, это мало что значит, — замечает вице-президент Amdocs. — Но для американцев и многих европейцев это может быть настоящей сотовой революцией!" 
 
Передача данных и продажа контента приносят сотовым операторам все более ощутимый навар. Уже к 2011 г., полагает Борн, неголосовые сервисы будут давать им не меньше четверти доходов. Но прежде операторам придется перестроиться. Сейчас сотовики практически самодостаточны. Но, чтобы зарабатывать на продаже контента, им волей-неволей придется взаимодействовать с сотнями посредников — от интернет-провайдеров и банков до розничных сетей. Таким образом, операторы, по выражению Борна, наконец-то займутся полноценным "цифровым ритейлом", продавая продукты, создаваемые сторонними фирмами. А это уже совсем другой бизнес. Но, может, операторы будут стремиться и дальше контролировать всю производственную цепочку и станут сами создавать контент, новые сервисы и т. п.? "Может быть, кто-то так и поступит, — пожимает плечами Борн. — Но предпочтения пользователей так быстро меняются, что проще будет покупать готовые продукты на рынке, чем создавать свои". Нельзя забывать: на новенькое больше всего падки так называемые толстые абоненты, которые приносят больше всего денег. 
 
Тенденция создания вокруг сотовых компаний огромных коопераций из сотен фирм поможет заработать производителям бизнес-систем. В феврале Amdocs предложила операторам новую платформу для работы с рекламодателями, издателями и розничными сетями. Продвигая эту платформу, Amdocs выступает в роли не просто поставщика ПО, но и как консультант. "Мы продаем собственное видение изменений на рынке. Ведь чем быстрее меняются технологии, тем сложнее телекоммуникационным компаниям прогнозировать собственное развитие, и еще одно профессиональное мнение тут не повредит", — поясняет Борн.


© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх