Четверка каннибалов
Конкуренция за внимание пользователей в мобильном интернете в ближайшее время ужесточится до предела: в схватке с сотовыми операторами и друг с другом сойдутся гиганты ИТ-рынка: Apple, Google, Microsoft и Nokia
…Впервые он задумался о собственном телефоне в 2002 году. Он все чаще обращал внимание на то, что американцы стали носить сразу по три гаджета: телефон — для звонков, устройство под названием Blackberry — для почты и mp3−плеер — слушать музыку. Видя, как с каждым годом телефоны становятся все мощнее, а объем их памяти — все больше, он понял, что со временем телефоны начнут наступать на mp3−плееры. К 2004 году его любимое детище — легендарный плеер iPod приносил компании уже весьма ощутимые 16% ее дохода, а значит, и неприятности от трубок могли стать весьма чувствительными. У Стива Джобса не оставалось иного выхода, кроме как предложить рынку новый телефон. Так пишет об истории появления нашумевшей трубки Apple iPhone культовый американский журнал Wired.
Не просто успешно врываться на новые рынки, но и шокировать их — кредо основателя и руководителя Apple Стива Джобса. Всего несколько лет назад он уже совершил одно чудо, представив рынку iPod в связке с музыкальным онлайн-магазином iTunes, благодаря чему Apple сделался одним из самых влиятельных дистрибуторов музыки в США и за их пределами. 36 млн пользователей iTunes по всему миру, 4 млрд проданных песен — куда уж серьезнее.
Когда именно задумались о своем телефоне основатели поисковика Google Сергей Брин и Ларри Пейдж, Wired пока не написал. Между тем перспектива появления Gphone (от Google-phone) лишила покоя сотни журналистов и миллионы фанатов Google на много месяцев: пока Google не представил открытую программную платформу для любых "умных трубок" — Android. В вышедшем недавно на популярном видеопортале Youtube (который также входит в империю Google) ролике Сергей Брин и инженер компании Стив Горовиц показывают, как будет выглядеть Android в самом ближайшем будущем. Продвинутая трубка на основе Android, как это ни странно, до боли напоминает новое детище Стива Джобса — iPhone.
Протаптывая себе дорожку на мобильный рынок, Apple и Google уже начали наступать на пятки еще одному американскому ИТ-гиганту, детищу Билла Гейтса, Microsoft. Крупнейшая софтверная компания в свое время не смогла устоять и уже вошла на рынок мобильных решений со своей операционной системой Windows Mobile. Однако сегодня в портфеле Microsoft далеко не одна только операционная система: понимая, что телефоны продаются в сравнении с компьютерами в соотношении четыре к одному, Стив Балмер, преемник Гейтса на посту руководителя компании, выбросил на рынок и мобильный поиск, и мобильный мессенджер, и мобильный блогинг, объединенные общим брендом — Live. Что показательно, телефон будущего на основе следующих версий Windows Mobile, как обещают разработчики из Редмонда, будет интеллектуальным, простым и интуитивно понятным, на основе тач-интерфейса ("touch" означает, что можно управлять телефоном, касаясь пальцем экрана). Другими словами, очень похожим на iPhone.
Впрочем, "сообразить на троих" не удалось. Понимая, что в ближайшие годы, несмотря даже на рост рынков Китая и Индии, продавать трубки прежними темпами уже не получится, масштабные перемены в своей компании инициировал финн Оли-Пекка Калласвуо, генеральный директор Nokia, крупнейшего игрока рынка мобильных телефонов с долей около 40%. Калласвуо решил расставить новые акценты в своем бизнесе и превратить Nokia из простого производителя трубок в ведущего игрока на рынке мобильных сервисов. Потратив на поглощения несколько миллиардов USD, Nokia запустила свой музыкальный онлайн-магазин, вышла на рынок мобильной рекламы, стала крупнейшим игроком на рынке услуг навигации и уже близка к запуску новой социальной сети в интернете, которая может стать одной из крупнейших в мире. В будущем году будет запущен и новый интерфейс Nokia для сотовых телефонов. Судя по демонстрации, которую видели журналисты в конце прошлого года, следующее поколение трубок Nokia будет очень напоминать iPhone.
Как случилось, что такие не похожие друг на друга компании — сборщик ПК, разработчик софта, интернет-поисковик и производитель трубок — вдруг столкнулись на поле мобильных сервисов и выбрали схожие пути? И сколь велика угроза того, что новички рынка смогут "каннибализировать" доходы сотовых операторов?
Яблочный фетиш
В действительности главным эльдорадо всем четырем видится рынок мобильного интернета. Именно на этом поле и развернется самая жаркая схватка.
Первой решилась на революционные шаги компания Стива Джобса. У Apple на мобильном поле оказалось сразу три новых ставки: продажа трубок, мобильный iTunes и раздел доходов с операторами.
Как рассказывает Wired, вдохновленный идеей нового музыкального телефона, в 2004 году Стив Джобс решил предложить сотрудничество своему давнему знакомому — Эду Зандеру, в то время главе американского производителя телефонов Motorola, почивавшего на лаврах успеха модели RAZR. Параллельно Джобс начал переговоры с американским сотовым оператором Cingular, уговаривая руководство пойти на беспрецедентный шаг — отдать контроль за дистрибуцией супертрубок и долю в доходах от оплаты услуг связи Apple. Взамен предлагался эксклюзив: трубка будет "привязана" к сети оператора. После многих месяцев комитетов, советов и собраний внутри Motorola Джобсу представили новый чудо-телефон — Motorola ROKR, результат тысячи компромиссов. Джобса ROKR очень расстроил. Ничего революционного, вопреки его надеждам, в аппарате не оказалось: ROKR стал просто данью уходящим в прошлое традициям дизайна мобильных телефонов — настоящим уродцем. Но главное: переговоры с Cingular были продолжены, инженеры Apple предложили Джобсу сделать телефон на основе тачскрина — и Стэнли Сигмэн, один из топ-менеджеров Cingular, быстро заразился новой идеей.
Знаменитый iPhone, гордость Джобса, вышел лишь в июне 2007−го, но зато со всеми фишками, о которых мечтал Стив. Интуитивное и простое управление, яркий и большой экран, но самое главное — множество интернет-сервисов, полная интеграция с iTunes плюс участие в доходах сотового оператора (AT&T — в США, O2 — в Британии, Orange — во Франции и T-Mobile — в Германии) в обмен на эксклюзивный контракт. Если говорить на языке цифр, оценки аналитиков таковы. С одной трубки, розничная цена которой 399 USD, Apple зарабатывает около 70–80 USD, еще примерно 10 USD в месяц ей платит с одного нового контракта мобильный оператор.
Если брать только рынок "умных трубок" — смартфонов, то за первые полгода продаж Apple удалось выйти на второе место в США, заняв 28% рынка, согласно данным Canalys. В мировом масштабе по итогам четвертого квартала 2007 года Apple вышла на третье место, с долей рынка 7%, уступая только Nokia с ее 53% и RIM (разработчик трубок Blackberry, ориентированных на мобильную почту) с 11%. По мнению Technology Business Research, если в этом году Apple сумеет продать 7 млн трубок, ее доход от нового бизнеса составит 1,7 млрд USD, а операционная прибыль — 340 MUSD.
Но все эти цифры меркнут, если представить, сколько Apple может заработать на сервисах для владельцев iPhone. Ведь именно плееры iPod в свое время сделали Apple крупнейшим игроком на рынке цифровой музыкальной дистрибуции. Сейчас компания продает владельцам "своих" трубок только песни и рингтоны, но в самом ближайшем будущем откроет на iTunes продажу приложений для телефонов, а затем, не исключено, и фильмов. Операторы с их сервисами при таком раскладе остаются за бортом: максимум, что им достается, — это долгосрочные контракты и много трафика данных. Добавленную стоимость от сервисов получает Джобс.
Выскочки из сети
У Microsoft и Google несколько иные ставки. Сейчас основная борьба между ними разворачивается за рекламодателей, тем более что с клиентами у обеих компаний проблем нет — их миллиарды. У Microsoft есть суперпосещаемый портал MSN, свой аналог "аськи" — Live Messenger, своя система блогов — Live Spaces и свой поиск Live Search. И если социальные сети, входящие в империю Google, и его мессенджер Google Talk пока менее популярны, чем решения Microsoft, то поисковик от Google по посещаемости явно опережает майкрософтовский, а у Youtube больше поклонников, чем у видеораздела MSN. В мобильной среде главная задача для обоих гигантов — начать аккумулировать внимание мобильных пользователей на своих порталах и сервисах, чтобы затем предложить эту базу внимания рекламодателям.
Посмотрим на Microsoft. Операционная система Windows Mobile де-факто стала стандартом для мобильных устройств, называемых коммуникаторами (хотя этот термин и был рожден в недрах финской Nokia, за трубками финнов закрепилось понятие "смартфон"). Однако особых прорывов Microsoft это не принесло: до сих пор большинство трубок на основе Windows Mobile схожи по дизайну, громоздки и не всегда удобны в использовании. По итогам четвертого квартала ушедшего года доля устройств на основе ОС от Microsoft среди "умных трубок" — всего лишь 12%, согласно данным Canalys. Чтобы как-то расширить распространение своих сервисов, Microsoft пошла на отчаянный шаг, переписав свои приложения под конкурирующую ОС, поддерживаемуюNokia, — Symbian. Финны, как ни странно, даже согласились предустанавливать сервисы семейства Live на свои смартфоны: мессенджеры и почтовые сервисы Nokia все равно не выпускает.
В отличие от Windows Mobile операционная система Android, детище инженеров Google, основана на так называемой идеологии открытого кода и базируется на открытой ОС — Linux. Cейчас любой разработчик телефона, устанавливая на него ОС от Microsoft, должен посылать в Редмонд несколько десятков долларов за каждую трубку, что заметно бьет по доходности бизнеса, особенно если трубка недорогая. Воспользоваться же ОС от Google можно будет бесплатно. Ключевая ставка Google, выпустившего новую систему, — это интернет-сервисы, интегрированные в Android, самые главные среди них — поиск и навигация по картам.
Впрочем, первые прототипы на основе Android далеки от чудес, показанных в промо-ролике. На прошедшем недавно в Барселоне мобильном конгрессе американские Texas Instruments, Qualcomm и японская NEC, производящие чипы для мобильных трубок, показали свои прототипы платформ для Android. Странная железка размером с коробку из-под мужских ботинок оставляла посетителей стенда в недоумении. Когда же это чудовище, как будто из фильмов Терри Гиллиама, превратится в аккуратненький чип? Получше смотрелся первый прототип трубки на основе микрочипа компании ARM. Но с нашумевшим iPhone у этой трубки не было даже самого отдаленного сходства, скорее — с Blackberry, никогда не блиставшим изяществом стиля.
Битва эпохи 50−х
В наиболее затруднительное положение попала финская Nokia. Многие годы финны успешно сотрудничали с сотовыми операторами по всему миру, но обновленная стратегия предполагает, что старая дружба превратится в coopetition (модный неологизм, образованный слиянием двух слов: cooperation (кооперация) и competition (конкуренция)). В центре коопетиции уже в этом году окажется новый мультимедийный портал Nokia, Ovi, бросающий вызов собственным порталам сотовых компаний. Музыкальный магазин Nokia Music Store может нанести удар по доходам музыкальных магазинов операторов — и первые признаки недовольства уже есть. Летом этого года в прессу просочилась переписка Nokia с французской Orange, руководители которой выразили негодование в связи с тем, что в трубках появилось приложение, открывающее доступ к Nokia Music Store. Orange предложила компромисс: пусть в одних версиях телефона будет доступен сервис Nokia, а в других — музыкальный магазин самой Orange. Финны ничего менять не стали. Но что делать, когда в едином порыве сольются голоса десятков влиятельных операторов?
Некоторые аналитики, глядя на Nokia сегодня, сравнивают ее с корпорацией Ford эпохи 50−х годов прошлого века. Обе компании создали революционный продукт, который изменил общество, уровень проникновения их продукта оказался высоким и стал неотъемлемой частью привычной жизни. Обе компании вышли в лидеры на своих рынках. Что делать дальше?
В 50−х разумно было делать автомобиль все более надежным и удобным, угадывать мысли покупателей и предлагать им высокое качество за разумные деньги. Это подразумевает поиск инноваций, совершенствующих основное свойство продукта, — в случае с автомобилем это процесс вождения, — а не новые опции вроде подогрева сидений. Именно совершенствование основного продукта, отмечают эксперты, стало коньком японских "выскочек" — Toyota, Nissan и Honda, заметно потеснивших на американском рынке Ford и GM. Развивая это сравнение, легко понять, кто может стать новыми "японцами" в мобильной индустрии — это Apple и Google, предложившие рынку революционно новые идеи в отношении основного продукта — телефона.
Что касается операторов, то они прекрасно сознают сложность положения. Вот что сказал в своей речи в Барселоне Арун Сарин, глава Vodafone: "Будущее мобильной индустрии будут определять те, кто преуспеет в сфере мобильного интернета. Именно здесь разворачивается сейчас все более острая борьба. Наша задача — на равных конкурировать со всеми, новичками и старожилами. Но прежде всего абоненты должны активнее использовать мобильный интернет. Одна из ключевых вещей здесь — операционная система. Сегодня у нас сосуществуют 30–40 ОС, то есть разработчики должны адаптировать свои сервисы под 30–40 разных систем. Я уверен: это слишком много. Это число надо сокращать — с сорока до трех-четырех. Заметьте: я не сказал одной: это кино мы уже видели — спасибо, не надо. Но что-то делать нужно".
Судя по всему, три-четыре ОС, о которых говорил Сарин, уже почти определились. Это семейство Symbian, которое поддерживают Nokia и Sony Ericsson, Windows Mobile от Microsoft, Android от Google и OS X от Apple. Но на простую конкуренцию, как на рынке шоколадок или даже рынке мобильных телефонов пятилетней давности, их соревнование будет не похоже — их ждет коопетиция. А вот победитель в этой схватке определится вполне традиционным путем: успеха достигнет тот, кто будет больше заботиться об удобстве и надежности своих сервисов.
© СОТОВИК