На страже автомобиля - сети GSM и спутники. / СОТОВИК

   Автор статьи:

<p align="justify"> Системы защиты автомобиля переживают этап бурного расцвета. В этом сегменте рынка наметилась интересная тенденция — классические системы охраны и сигнализации практически исчерпали ресурсы, а усиление безопасности конструкторы ищут в сфере мобильной связи и навигации.

Сегодня никого не удивишь такими вещами, как антисканер, двойной динамический код, карточкой-транспондером или дистанционным запуском двигателя. Справедливости ради следует признать, что и для классических систем конструкторы постоянно изобретают что-нибудь новенькое. В этом классе отметим блок речевого интерфейса системы "Сталкер" компании "Меджик Систем" (www.magicsys.spb.ru), который сообщит владельцу о покушениях на его автомобиль. Другой блок системы Сталкер — автономный пейджер с радиусом действия до 1000 м передаст владельцу сигнал тревоги.

Московская фирма "Альтоника" (www.altonika.ru), известный производитель противоугонных систем Black Bug, применила интерфейс мобильного телефона Bluetooth для управления охранной системой. Модуль Bluetooth встроен в блок управления и обеспечивает автоматическое снятие с охраны после опознания мобильного телефона с соответствующей SIM-картой. Преимущество Bluetooth в данном случае сомнений не вызывает. Код с брелока можно отсканировать (хотя сейчас и появились системы с псевдокодом и ключом шифрования) — в любом случае защищенность интерфейса Bluetooth значительно выше.

Охранная аппаратура нового поколения предложила альтернативу системам прямого управления. Простейший вариант — сочетание классического охранного комплекса и GSM-канала с SMS-сообщением на номер владельца автомобиля. Радиус действия такой системы соответствует зоне покрытия оператора, а информация о нападении поступает на заданные номера (обычно до 3х). Таким образом, SMS-сообщение кроме владельца может поступить и в организацию, специализирующуюся на борьбе с угонщиками. Настройка такой системы выполняется с помощью обычного сотового телефона.

Отметим, что новые охранные системы с GSM-каналом, кроме оплаты непосредственно системы и ее монтажа потребуют ежемесячной абонентской платы оператору сотовой связи, а также оплаты SMS-трафика. Один из вариантов такой системы — вышеупомянутый "Сталкер", к которому можно подключить блок MS-PL-GSM.

Московская фирма "Фокс Технолоджи" показала недорогой вариант охранной системы FOX-SMS, когда в качестве приемника/передатчика SMS-сообщений используется любая модель телефонов Siemens 35-й серии. FOX-SMS обеспечивает контроль состояния трех независимых входов сигнализации, отправку SMS на два номера, а обратный канал управления реализован на базе SMS с пятиразрядным кодом. К новому поколению автосигнализаций также относится разработанная петербургской фирмой "Полярный волк" (www.pwolf.spb.ru) система PW-GSM 4000. Она использует ресурсы GSM-сети и позволяет контролировать три внешних параметра, управлять тремя внешними устройствами и прослушивать салон автомобиля. Кроме того, контролируются заряд аккумулятора телефона и параметры внешнего источника питания, например, аккумулятора автомобиля.

В охранно-информационном устройстве REEF GSM-2000 (Альтоника), канал GSM используется для двухсторонней связи с системой охраны: оповещение о срабатывании сигнализации (до 3-х номеров) и проверка состояния системы путем звонка на GSM-модем, который в ответ отправит одно из предварительно подготовленных стандартных SMS сообщений с соответствующей информацией.

Систему поиска AUTOTEL-Эконом с GSM-каналом подготовила фирма "Аларм-Телеком" (www.alarmtelecom.ru). Отличительной особенностью является участие сотового оператора в поиске угоняемого автомобиля. GSM-модем, входящий в состав этой системы, при включении начинает взаимодействовать с конкретной базовой станцией, координаты которой известны. Поэтому местоположение угоняемого автомобиля — это круг с центром в месте установки базовой станции и с радиусом от 200 м (городские условия) до 5-10 км (сельская местность). Как и в предыдущих системах с помощью сотового телефона можно управлять различными исполнительными устройствами — сиреной, центральным замком и т.п. путем подачи соответствующего SMS-сообщения (команда + пароль).

Существуют и более дорогие централизованные охранно-поисковые системы. Они также реализованы на основе GSM-радиоканала, и напрямую связаны с охранными организациями. Стоимость таких систем свыше $1000, а ежемесячная абонентская плата составляет 30-50 долл. Две системы AutoConnex (www.A-X.ru) и Цезарь Сателлит (www.cssat.ru) используют для определения местоположения автомобиля сигналы спутниковой системы GPS. В системе Цезарь Сателлит информация об угоне передается по голосовому, а не по SMS-каналу. Кроме того, предусмотрено прослушивание салона.

Новичок на рынке — система Omega (www.antiugon.com), коммерческая эксплуатация которой начнется в январе. Аппаратура использует сигналы навигационной системы GPS и создана совместно со специалистами итальянской компании MED.

В Петербурге специалисты фирмы "Си-Норд" (www.cnord.ru) развернули систему мониторинга мобильных объектов "Аксон". Здесь, кроме охранных функций блок управления позволяет организовать режим записи маршрута (Черный ящик), отклонение от заданного маршрута, запись параметров датчиков, например, датчика топлива, и т.п.

К сожалению, все вышеперечисленные системы абсолютно беззащитны против устройств, формирующих белый шум в полосе работы передатчиков GSM-телефонов, т.н. "GSM-глушилок". Специалисты "Си-Норд" нашли достойный ответ. При постановке на охрану GSM-модем блока управления начинает взаимодействовать с базовой станцией сотового оператора. Если злоумышленник включит "GSM-глушилку", то GSM-модем "потеряет" базовую станцию. Этой ситуации для системы охраны достаточно, чтобы блокировать двигатель автомобиля от запуска.

Другая охранная система SkyLock (www.skylock.ru) также использует GSM-канал и сигналы системы GPS. Для снятия системы с охраны необходимо с помощью пульта с инфракрасным излучателем подать PIN-код. Особенность системы — PIN-код — Ловушка. Если владельца Audi или Toyota злоумышленники принудят подать только ему известный PIN-код, он введет PIN-код — Ловушку. У бандитов будет полная иллюзия успеха, — машина тронется с места без малейших признаков противодействия. Однако система, приняв отличный от безопасного PIN-код, уже подала в правоохранительные органы сигнал о нападении и далее будет сообщать координаты угоняемого автомобиля. Система LOJACK (www.lojack.ru) — ветеран этого сегмента рынка. Ее вариант LOJACK-Дефенс имеет дополнительный GSM-канал. Здесь также используются SMS-сообщения, а для определения местоположения угоняемого автомобиля как сигналы базовых станций — пеленгаторов, так и информация о местоположении базовой станции GSM-оператора, с которой в данный момент взаимодействует GSM-модем.

И, наконец, система Автолокатор (www.autolocator.ru) . Тут в дополнение к комплексу GPS/GSM предусмотрена дополнительная сеть базовых станций, пеленгующих угоняемую автомашину методом классической радиолокации, что дает системе неоспоримое преимущество на территории Москвы (зона действия пеленгатора до 20 км от МКАД). Угнанный автомобиль может быть устойчиво запеленгован в подземных и железных гаражах, тоннелях и прочих укрытиях, везде, где недоступны сигналы системы GPS.

Одними из первых конструкторы "Автолокатора" внедрили связь блока охраны с Центральным пультом по технологии GPRS. Это дает существенные преимущества, по сравнению с транспортом SMS или голосовым каналом, т.к. здесь тарификация идет по трафику. Очевидно, что сообщение типа "Безопасно" занимает не более десятка байт. Тогда можно организовать передачу сообщений о состоянии автомобиля периодически с интервалом 10-30 мин. При таком алгоритме не страшна "GSM-глушилка", так как если в заданном интервале сигнал "Безопасно" не поступил, наиболее вероятно, что автомобиль подвергся нападению.

Обычно злоумышленник затрачивает 3-5 минут на преодоление барьеров классической противоугонной системы. Поэтому при цикле опроса 10 мин. вероятность пресечения угона велика. Такой интенсивный опрос можно организовать и с помощью SMS-сообщений. Но в случае GPRS это обойдется в 3-5 долл. в месяц, а в альтернативном варианте от 100 долл. в месяц и выше.

+-+

Как мы уже отмечали, новый класс охранных систем сочетает высокие цены и ежемесячную абонентскую плату. Вместе с тем, с точки зрения безопасности новые системы значительно эффективней. Об этом неумолимо свидетельствует статистика фирм, занимающихся охранным автобизнесом. Процент возвращенных автомобилей у всех игроков этого сегмента выше 95%. Однако, разумно ли устанавливать систему стоимостью 1000 долл. на ВАЗ 2106? Конечно, нет! Эксперты считают, что критерием при выборе той или иной системы может быть цена автомобиля, на который она должна быть установлена. Здесь разумная оценка — 8-12% от стоимости автомобиля.

? А. Корсунский, Сотовик.

© СОТОВИК

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх