232 абонента освободились
Отмена «мобильного рабства» вдохновила не многих.
С 1 декабря в России отменили «мобильное рабство». Теперь абоненты могут сохранить номер телефона при переходе к другому оператору. Но за месяц этой услугой воспользовались чуть более 200 человек. Пока эту услугу оказывает две компании — «Вымпелком» и «Tele2 Россия».
Вчера общее количество заявок на перенос номера, по данным Центрального научно-исследовательского института связи (оператор базы данных перенесенных номеров), достигло 22 тыс., при этом удовлетворены всего 232 заявки. В основном услугой MNP (возможность сохранять номер при смене мобильного оператора) решили воспользоваться представители самих сотовых компаний и журналисты, решившие протестировать новую систему. По итогам третьего квартала, по данным ACM-Consulting, в России было зарегистрировано всего 239,5 млн абонентов сотовой связи. Выходит, что услугой воспользовались менее 1% базы.
Небольшое количество реальных переносов связано с тем, что операторы оказались не готовы к дате запуска услуги. С 1 декабря готовы были принимать на свою сеть чужих абонентов с номером два сотовых оператора: «Вымпелком» (занимал 24% рынка по количеству абонентов, по данным ACM-Consulting) и «Telе2 Россия» (10%). В «Вымпелкоме» говорят, что к ним пока перешли около 150 абонентов, то есть большая часть из тех, кто смог воспользоваться услугой. В «Tele2 Россия» не раскрывают число абонентов, пришедших от других операторов.
Еще часть операторов, как, например, МТС (30% рынка) и «МегаФон» (28%), технически были готовы принимать абонентов, но решили не делать этого, объясняя, что не смогут оказывать услуги с надлежащим качеством. Операторы настаивают, что у абонентов могли возникнуть проблемы с оплатой услуг, получением извещений на перенесенный номер, с прохождением звонков из сетей неготовых операторов, от абонентов фиксированных операторов. В МТС обещают начать переносить номера в начале января, в «МегаФоне» более конкретны — с 9 января. Ждут готовности других операторов и в «Екатеринбурге-2000» (бренд «Мотив», 1%). Среди тех, кто не успел подготовиться к внедрению системы переноса номеров,- «Ростелеком» (6%) и «Вайнах Телеком» (менее 1%). Еще в двух сотовых операторах — СМАРТС и Башкирской сотовой связи — не называют срок, когда намерены запустить услугу на полную мощность.
Еще на этапе рассмотрения в Госдуме соответствующего законопроекта операторы настаивали на более позднем сроке введения MNP. Для этого, объясняли в компаниях, необходимо принять несколько десятков нормативно-правовых актов и протестировать саму систему.
Сотовые компании оказались правы: большинство наиболее важных актов принимались осенью этого года, а часть — уже после 1 декабря.
Чтобы предотвратить негативную ситуацию, в ноябре правительство приняло постановление, по которому срок первого переноса может быть увеличен оператором, но не позднее 15 апреля 2014 года. Депутаты же, наоборот, ужесточили требования: если с 1 марта оператор не сможет «отпустить» абонента с номером, он обязан будет обслуживать его бесплатно, гласит закон, принятый в конце года Госдумой. В результате этой неразберихи страдают абоненты: по данным Россвязи, 20% заявок на MNP были отклонены из-за неправильно заполненной анкеты на перенос, несоответствия реального владельца номера номинальному, несоблюдения территориального принципа, непогашенной задолженности.
В то же время операторы пытаются удержать абонентов. Так, «МегаФон» выиграл контракт на обслуживание Совета федерации с условием, что сотрудники верхней палаты парламента сохранят свои номера (около 450 номеров, сейчас принадлежат МТС). Но начать обслуживать сенаторов «МегаФон» не может, так как МТС под разными предлогами не передает ему номера. «Вымпелком», по словам одного из участников рынка, обещает абонентам, подавшим заявку на переход в другую сеть, положить на счет 1 тыс. руб. По прогнозу Россвязи, до конца этого года будет подано более 25 тыс. заявок на MNP, реально воспользуются услугой 250-300 абонентов.