Что случилось с аргентинской подводной лодкой «Сан-Хуан»?
Поскольку в настоящее время из трех аргентинских ДЭПЛ в ремонте находится не только «Санта Крус», но и более старая «Сальта», то с возможной потерей «Сан Хуана» аргентинские ВМС на какие-то время лишаются всего подводного флота.
В пятницу, 17 ноября, на твиттере аргентинского военно-морского флота (Armada Argentina?) появилось сообщение, что «ВМС Аргентины пытаются возобновить связь с подводной лодкой «Сан-Хуан», которая пропала во время перехода из порта Ушуайя в Мар-дель-Плата. Самолеты и корабли Военно-морских сил находятся в районе последней известной точки ее местонахождения (la ?ltima posici?n conocida)».
Позднее стало известно, что последний сеанс связи с «Сан Хуаном» был в среду, 15 ноября, в полпервого ночи. Подлодка в последний раз передала свои координаты, находясь в 240 морских милях (420 км) от берега.
«Сан Хуан» совершал межбазовый переход из порта Ушуайя в провинции Огненная Земля к пункту постоянного базирования в Мар-дель-Плата. На борту лодки, кроме 32 человек экипажа, было еще 12 человек.
Подлодка в 2007-2014 годах прошла средний ремонт. Столь длительный срок объяснялся нехваткой финансовых средств и квалифицированного персонала. В процессе ремонта были заменены двигатели и аккумуляторные батареи.
Справка:
S - 42 «Сан Хуан» - аргентинская дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) типа «Санта Крус». Подводные лодки типа «Санта-Крус» (Santa Cruz) — серия подводных лодок ВМС Аргентины немецкой постройки, также известная как тип TR-1700. Представители этого типа — самые крупные подводные лодки, построенные в Германии со времён Второй мировой войны, и одни из самых быстрых дизель-электрических субмарин в мире.
S42 San Juan построена на верфи Tyssen Nordseewerke в Эмдене (Германия). Заложена 18 марта 1982 года, спущена на воду 20 июня 1983 года, вступила в состав ВМС Аргентины 19 ноября 1985 года, прибыла в Аргентину 18 января 1986 года.
Субмарины этого проекта были заказаны у Германии в рамках разработанного в 1970-х годах проекта обновления аргентинского флота - они предназначались для замены устаревших субмарин времен Второй мировой войны. Всего было заказано шесть подлодок, из которых четыре планировалось построить на аргентинских верфях. Из-за финансовых проблем ВМС получили только две лодки немецкой постройки.
Основные характеристики: Водоизмещение надводное 2140 тонн, подводное 2336 тонн. Длина наибольшая 65,93 метра, ширина корпуса наибольшая 8,36 метра, средняя осадка 7,34 метра. Скорость надводная 15 узлов, подводная 25 узлов. Предельная глубина погружения 300 метров. Экипаж 37 человек. Автономность плавания 30 суток. Силовая установка: Дизель-электрическая, включающая 4 дизеля MTU 16V 625, 4 генератора, 1 электродвигатель Siemens — 6720 л.с. Вооружение: 6 носовых торпедных аппаратов калибра 533-мм, запас 22 торпеды.
После возвращения в строй «Сан Хуан» занимался патрулированием исключительной экономической зоны Аргентины, обучением курсантов-подводников и восстановлением навыков управления подлодкой у членов экипажа задержавшейся в ремонте однотипной подлодки S-41 «Санта Крус».
Поскольку в настоящее время из трех аргентинских ДЭПЛ в ремонте находится не только «Санта Крус», но и более старая «Сальта», то с возможной потерей «Сан Хуана» аргентинские ВМС лишаются не только подводного флота, но и подготовленных экипажей, что ставит под вопрос возможности ВМФ Аргентины по патрулированию исключительной экономической зоны (ИЭЗ).
Справка:
Исключительная экономическая зона — район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, подпадающий под действие особого правового режима. Ширина его не может превышать 200 морских миль (370,4 км), отсчитываемых от исходных линий. Государство в своей исключительной экономической зоне имеет исключительное право: на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений морских научных исследований защиты и сохранения морской среды.
Аргентина называет район акватории Атлантического океана от широты Монтевидео (Уругвай) до Огненной Земли, охватывающий континентальный шельф Аргентины, Аргентинским морем. Международная гидрографическая организация не признает существование данного моря, никак не выделяя и не именуя прилегающую к побережью Аргентины часть акватории Атлантического океана. В советской и российской океанографии существование так называемого «Аргентинского моря» также не признается.
На юге Аргентинского моря расположены Фолклендские острова, спор за которые привел в 1982 году к проигранной Аргентиной войне с Великобританией.
Исключительная экономическая зона, объявленная Аргентиной, не признается Великобританией, которая имеет аналогичные претензии на акватории вокруг острова Южная Георгия и Южных Сандвичевых островов. Британская сторона полагает, что границы британской исключительной экономической зоны на западе проходят по линии, равноудалённой от берегов Фолклендских островов и Аргентины, а в остальных частях простираются на 200 морских миль (370,4 км) во всех других направлениях; аналогично 200-мильная зона, по мнению британской стороны, образуется вокруг острова Южная Георгия и Южных Сандвичевых островов.
С 1990 по 2005 год рыбные и минеральные ресурсы в этих акваториях добывались под контролем совместных комиссий Аргентины и Великобритании. Но в 2005 году Аргентина в одностороннем порядке вышла из этих комиссий.
С этого времени боевые корабли ВМФ Аргентины на постоянной основе патрулируют неоспариваемую часть акватории, не заходя в исключительную экономическую зону Великобритании. Были случаи, когда аргентинские боевые корабли угрожали по радио рыболовецким судам на фолклендской стороне границы.
Например, в августе 2012 года британский сторожевик, патрулировавший рыболовную зону к северу от Фолклендов, зафиксировал, как аргентинский боевой корабль сообщил по радио, что «рыболовные суда незаконно ловят рыбу и должны вытащить снаряжение и покинуть этот район».
Однако ни одно из рыболовных судов не отреагировало на радиоугрозу, а аргентинский сторожевик не посмел войти в охраняемую британским ВМФ зону. Аргентинские подводные лодки также патрулировали акваторию ИЭЗ, прикрывая надводные корабли своего ВМФ, чтобы в случае вооруженного конфликта с британским ВМФ торпедировать британские сторожевики. Безусловно, в спорной зоне с той же целью присутствуют и британские подлодки.
Напомним, что в ходе Фолклендской войны 1982 года блокада Фолклендов, установленная английскими подводными лодками после захвата островов аргентинским десантом ни разу не была прорвана аргентинцами. Аргентинская подводная лодка «Санта Фе» была обстреляна британским вертолетом и ее пришлось затопить. После потопления английской подлодкой аргентинского крейсера «Генерал Бельграно» боевые действия продолжала лишь подлодка «Сан Луис», которая, однако, не произвела ни одной успешной атаки и даже не сделала ни одного торпедного залпа.
Весной прошлого года комиссия ООН по границам континентального шельфа вынесла решение о расширении морской территории Аргентины на 1,7 миллиона квадратных километров. В соответствии с этим решением Фолклендские острова оказались в пределах морских границ Аргентины. Правительство Аргентины назвало решение комиссии ООН историческим. В министерстве иностранных дел страны заявили, что оно должно стать ключом к решению территориального спора с Великобританией.
«Это историческое событие для Аргентины, поскольку мы сделали огромный скачок в демаркации внешней границы нашего континентального шельфа. Это подтверждает наши суверенные права на наш континентальный шельф», — заявила министр иностранных дел Аргентины Сусана Малькорра.
История спора как за обладание Фолклендами, так и за контроль за прилегающей акваторией показал ключевую роль подводных лодок в случае вооруженного конфликта. Лишенная по факту своего подводного флота Аргентина на данный момент может лишь декларировать свои территориальные претензии, не имея возможности реализовать их, осуществляя полноценное боевое патрулирование ИЭЗ.
Таким образом, задача Королевского ВМФ, выполняющего патрульные функции в акватории вокруг Фолклендов, значительно облегчается. Это весьма кстати в свете серьезных проблем, связанных с изрядно уменьшившейся численностью флота, что делает крайне затруднительным или вовсе невозможным проекцию военно-морской силы во всех регионах мира, представляющих интерес для бывшей владычицы морей.
Так, в апреле прошлого года британская газета «The Independent» сообщила, что впервые с 1982 года, морская охрана Фолклендов была существенно ослаблена. По информации издания, в числе причин этого вынужденного шага - активные маневры российского флота.
«На ВМС была возложена обязанность обеспечивать постоянное присутствие большого корабля в Южной Атлантике с того момента, как флот прекратил аргентинскую оккупацию Фолклендских островов 34 года назад», - сообщает газета. «Тем не менее, недостаточная численность личного состава, необходимость отслеживать перемещения российских кораблей ближе к берегам самого Соединенного Королевства, а также длинный список проблем с двигателями столь восхваляемых эсминцев «Тип-45» привели к тому, что после возвращения из Южной Атлантики фрегата в ноябре 2015 года ни один корабль так и не был отправлен в этот район», - пишет издание.
В Минобороны Соединенного Королевства не подтвердили эту информацию, заявив, что «Фолкленды продолжают оставаться хорошо защищенными благодаря несущим круглосуточную вахту сторожевому кораблю типа «Клайд» и неназванному вспомогательному грузовому транспорту резерва ВМС».
Вероятность повторного военного конфликта Аргентины и Великобритании в акватории «Аргентинского моря» хоть в настоящее время и невелика, но все же присутствует. Так, в феврале 2010 года Великобритания привела в состояние повышенной боеготовности своим корабли, расположенные в районе Фолклендских островов. Как отметила газета «The Daily Telegraph», это произошло на фоне очередного обострения отношений с Аргентиной, которая потребовала от британских властей прекратить подготовку к незаконной, по ее мнению, добыче нефти в районе Фолклендов.
Недавнее решение Комиссии ООН, в результате которого Фолклендские острова оказались в границах морской зоны Аргентины, безусловно, подлило масла в огонь перманентного спора за контроль над спорной акваторией.
Не исключено, что аргентинская подлодка «Сан Хуан» на пути из порта Ушуайя в Мар-дель-Плата, проходя через спорную акваторию, могла войти в недружественный контакт с британскими боевыми кораблями, в числе которых, естественно, не только сторожевик «Клайд» и военный транспорт, но также две-три атомные торпедные подлодки класса «Трафальгар» или «Астьют». Это вовсе не означает обмена торпедными залпами или столкновения. Подводники враждующих государств постоянно выслеживают друг друга, стремятся зайти «в хвост» противнику (на «Сан Хуане» имеются только носовые торпедные аппараты). Рискованное маневрирование в подводном положении могло привести к той или иной нештатной ситуации, в чем, конечно, никогда не признается ни одна из сторон этих «маневров».
В настоящее время развернуты масштабные поисково-спасательные работы с участием многих стран мира, но их успех вовсе не гарантирован.
Справка:
В 2003 году в Желтом море пропала дизель-электрическая подлодка проекта 633 Ming III, принадлежавшая ВМС Китая. Поиски успехами не увенчались, но спустя девять дней рыбаки зацепили сетью надстройку подлодки. Обследование дрейфовавшего на небольшой глубине корабля показало, что при погружении экипаж не заглушил дизель, который «сжег» воздух внутри отсеков. Погибли 70 моряков.
Еще одним случаем пропажи подводной лодки, когда поисковая операция не увенчалась успехом, стал гибель израильской INS Dakar в 1968 году. По пути к месту базирования экипаж подлодки не вышел на запланированный сеанс связи. Отыскать корабль спустя несколько месяцев смогла частная фирма «Неотикус» в 1999 году. Dakar лежал на дне на глубине около 3000 метров. В качестве основных версий катастрофы называют техническую неисправность и ошибку экипажа.
Нелишне отметить, что подлодка «Сан Хуан» пропала со связи в непосредственной близости от залива Сан Хорхе, мирового рекордсмена по высоте ежедневных приливов, которые достигают здесь 12 метров.
Российские ученые из Института водных проблем РАН В. Зырянов и М. Чебанова создали математическую модель поведения гидросферы в этом заливе, согласно которой воронкообразное сужение эстуария (устья) залива вызывает «гидродинамический эффект конфузора», дающий «резонансное увеличение амплитуды приливной волны к вершине эстуария».
Приливная волна резонирует со стоячими волнами залива - сейшами. В результате возникают непредсказуемые для мореплавателей колебания глубины моря под входящим в залив кораблем.
Это означает, что терпящая бедствие подлодка «Сан Хуан» (незадолго до последнего сеанса связи подлодка сообщила о сбое аппаратуры связи и проблемах с аккумуляторами) могла продрейфовать в сторону устья залива Сан Хорхе и «чиркнуть» корпусом о морское дно, неверно определив глубину в месте своего нахождения.
Возможно, спасателям следует расширить зону поисково-спасательных работ и тщательно обследовать акваторию залива Сан Хорхе. По расчетам командования ВМС Аргентины сегодня, 22 ноября, на подлодке "Сан-Хуан" закончатся запасы кислорода, если исходить из предположения, что субмарина с прошлой недели находится в подводном положении.
Аргентина не имеет необходимых спасательных аппаратов и глубоководных водолазных комплексов и спасательную операцию в основном проводят военные США, Великобритании, Бразилии и других стран.
Кстати, не намного лучше в этом смысле и ситуация в российском военно-морском флоте. «АПЛ «Курск» погибла 17 лет назад, но с тех пор Северный флот так и не получил современных средств спасения экипажей аварийных ПЛ. Первый спасатель проекта 21300 "Игорь Белоусов" с глубоководным водолазным комплексом ГВК-450 поступил на Тихоокеанский флот, где успешно проходит испытания. Однако СФ до сих пор не получил такого судна». – констатирует Центральный Военно-Морской Портал.
Постройка «Игоря Белоусова» шла долго и обошлась в сумму свыше 10 миллиардов рублей. Безусловно, это немалые деньги. Для сравнения, строительство питерской «Зенит-Арены» обошлось в 43 миллиарда. На эти деньги можно было бы построить четыре таких, как «Игорь Белоусов», океанских спасателя.
Если спросить российских подводников, какому из этих объектов они бы отдали предпочтение, ответ будет очевидным. Поэтому, переживая за судьбу аргентинских моряков, не будем забывать о моряках российских.
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук