Как начиналась татарская республика
Казанские кинематографисты приступили к работе над полнометражной документальной кинолентой «По следам уходящей эпохи», посвященной становлению молодой татарской республики в двадцатых-тридцатых годах ХХ столетия.
Казанские кинематографисты приступили к работе над полнометражной документальной кинолентой «По следам уходящей эпохи», посвященной становлению молодой татарской республики в 20-х - 30-х годах. В фильме уже снялись первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, видный ученый-историк Рафаэль Хакимов, народный писатель Рабит Батулла и др. Ведутся переговоры об участии в проекте народного артиста РСФСР Сергея Шакурова, который имеет татарские корни.
Главная идея картины, по словам режиссера проекта Натальи Топал, заключается в восстановлении исторической правды во всех ее противоречиях. По задумке автора, картина может стать историческим источником для последующих поколений, потому что в ней собраны реальные истории свидетелей довоенной эпохи. « Еще остались живые люди, которые помнят, как непросто далась коллективизация, индустриализация, продразверстка, - сообщила «Сути Событий» Н.Топал, - но их, к сожалению, с каждым годом становится все меньше и меньше. Главное, собрать, как можно больше человеческих историй. Успеть. Ведь судьба республики соткана из миллионов судеб».
20-е - 30-е годы прошлого столетия в общественном сознании отразились, как время социокультурных взрывов. Эпоха перемен вошла в национальную историю не только политическими коллизиями, но и послужила причиной драматических конфликтов во многих семьях. Яркий пример этому - судьба семьи самого известного государственного деятеля республики Минтимера Шариповича Шаймиева. В фильме он рассказывает о том, как его дедушка до конца жизни не мог смириться с позицией своего сына, который принял советскую власть и стал первым председателем колхоза. «Председатель колхоза должен стать членом партии. А дед раскулачен, хотя не сослали, - вспоминает Минтимер Шарипович, - Дед не мог смириться с тем, что эта власть лишила их вековой собственности». Дед до конца жизни прожил в доме старшей сестры. Личная семейная драма Шаймиевых отразила всю жестокую несправедливость, как типичный признак политической системы того времени. «И каково было отцу всю жизнь проработать председателем колхоза? Как бы ни было, ярлык сына кулака всегда присутствовал, - поделился в ходе съемок Минтимер Шарипович, - Домоклов меч всегда висел над семьей и над папой. И это мы чувствовали».
Творческая группа побывала на родине Шаймиевых в деревне Аняково Актанышского района. Один из героев фильма Зуфар Имамов перешел свой 90-летний рубеж. Он хорошо помнит первого председателя колхоза Шагишарипа Шаймиева. Тот много и честно работал. Люди его уважали. Жители деревни иногда, спасаясь от голода, уносили в карманах горсти зерна или гороха. По словам Зуфара Имамовича, с такими он беседовал, входил в положение и, выражаясь простым языком, никого не сдавал. Соседней деревне не повезло. Там за подобные проступки людей "забирали". Первый председатель колхоза Шаймиев и сам пострадал за свою человечность. На него завели уголовное дело. От сталинских лагерей его спасло только то обстоятельство, что в этот год в деревне был самый богатый урожай в округе.
События тридцатых годов поломали судьбы многих людей, причем и тех, кто стали "врагами народа", и тех, кто за ними охотился. Своими воспоминаниями в фильме поделился народный писатель Рабит Батулла, который изучал биографии людей, уничтожавших в годы воинствующего атеизма минареты мечетей. Как оказалось, карающий меч судьбы прошелся по каждому из них.
В разработке концепции фильма принял участие видный ученый-историк Рафаэль Хакимов, который подробно описал исторический ход событий тех десятилетий.
В картине также снимаются и простые жители республики. Большинству из них до ста лет осталось совсем немного. Жительнице Набережных Челнов Дине Федоровне Муреевой исполнилось 92 года, и она помнит Сталина на демонстрации в Москве. Туда ее возили родители. Ее дедушка тоже был раскулачен из-за того, что вырастил большой яблоневый сад.
Еще одна героиня фильма Гайша Ярулловна Султанова всегда поет "не расстанусь с комсомолом", потому что родилась в День рождения комсомола 29 октября, а год рождения, кстати, тоже 29-й.
Всех этих людей объединяет любовь к родной земле. Они не живут обидой на прошлое. При воспоминании о советской молодости их глаза наполняются удивительным светом. В современной психологии бытует такой термин, как «психотравма». Каждый из них в свое время пережил эту, так называемую, психотравму, но она их не сломала. Это закаленное поколения с великой силой духа. В поисках ровесников республики творческая группа уже побывала во многих населенных пунктах Татарстана.
В творческую группу создателей фильма вошли уже зрелые творческие личности, за плечами которых немало известных и значимых проектов. Над картиной также работают операторы Михаил Соколов и Фарит Галиев, продюсер Олег Павлов, редактор Вагиз Мингазов, художник Вячеслав Бибишев и др. Съемочный период планируется завершить к декабрю 2017 года.
По замыслу авторов проекта документальный фильм "По следам уходящей эпохи" будет первым из трех картин под общим рабочим названием "Хранители", посвященных столетию Татарстана. Второй фильм о военном и послевоенном периоде планируется снять в 2018 году, а третий об истории постсоветского периода - в 2019 году.