Лобби бьются за металл

Деньги на строительство авианосца в рамках ГПВ-2025 в принципе найти можно. Однако единственный на сегодня проект "Шторм" уже не отвечает современным требованиям. Похоже, российские разработчики снова готовятся к прошлой войне.

Лобби бьются за металл

Если в ГПВ-2025 будет включено строительство авианосца в нынешнем виде, это будет победа лобби, но поражение флота. Если в госпрограмму вооружений-2025  будет включено строительство авианосца в таком виде, как его описывают  разработчики, то это будет означать победу военно-морского лобби, но поражение военно-стратегической мысли.

30 июля первый зампредседателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич в эфире программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1» потряс россиян заявлением, что в ближайшее время в России будут заложены шесть авианосцев.

«В ближайшее время мы шесть заложим, мы уже начали пилить металл», — сказал Клинцевич о российских авианосцах. 

Эти громкие слова были сказаны в день военно-морского флота России, и не были восприняты в экспертном сообществе всерьез. Несколькими днями ранее Президент России Владимир Путин утвердил новую редакцию Морской доктрины России, а также подписал указ   № 327 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года». В этих документах подробно излагаются приоритеты военно-морского строительства РФ, в числе которых авианосцы не упоминаются.

Даже ремонт единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» отложен на неопределенный срок. В конце прошлого года обсуждалась возможность капитального ремонта авианосца с установкой на нем атомного реактора. В начале марта этого года агентство ТАСС сообщило, что будет проведен только лишь средний ремонт стоимостью 20 миллиардов рублей, который начнется летом этого года, причем замены энергетической установки не произойдет.  

Причиной отсрочки ремонта авианосца стала вполне  очевидная нехватка средств. В начале июля Министерство обороны России должно было представить Верховному главнокомандующему окончательный проект государственной программы вооружений на 2018-2025 годы (ГПВ-2025). В этом документе будут определены состав и объемы новой боевой техники и технологий, которые пойдут в войска в ближайшие восемь лет. 

Первая смета на ГПВ-2025 была составлена в 2015 году. Военные запросили на нужды перевооружения сперва 55 триллионов рублей, затем поджались до 30. Минфин согласился выделить не более 12 триллионов. Военным стало ясно, что придется чем-то пожертвовать, и они решили пожертвовать флотом.  «Больше «Армат», меньше кораблей», - под таким заголовком РИА «Новости» в начале апреля рассказало о подробностях ГПВ-2025. Однако, российское военно-морское лоббисты (моряки, разработчики и кораблестроители) с таким раскладом, как представляется, не смирились и провели энергичное лоббирование, в результате которого окончательное утверждение ГПВ-2025 было отложено на осень. 

На следующий день после масштабного военно-морского парада в Санкт-Петербурге куратор российского ВПК Дмитрий Рогозин рассказал журналистам, что в новой госпрограмме вооружения нет какого-либо «дисбаланса в пользу флота или Воздушно-космических сил, или в пользу армии».

Рогозин также упомянул о проекте нового авианосца, создание которого может быть предусмотрено ГПВ, и подчеркнул, что военная промышленность и наука готовы к его реализации:

«Оговорюсь: если он (проект — В.П.) будет утвержден в новой программе вооружения, (а ее должны утвердить осенью). Но главное здесь дело - за заказчиком. Если заказчик с точки зрения оценки военных угроз посчитает, что нам нужны такие плавучие аэродромы, способные работать на дальних театрах военных действий, то такая задача промышленностью будет реализована».

На сегодняшний день существует только один проект нового российского авианосца. Он разработан Крыловским государственным научно-исследовательским центром (КГНЦ)  под кодовым названием «Проект 23000 «Шторм». 

Справка:

По проекту длина авианосца 330 м, ширина 40 м, максимальная осадка — 11 м. Водоизмещение не будет превышать 100 тысяч тонн. Энергетическая установка комбинированная – атомная и газотурбинная. На полетной палубе две стартовые системы: два трамплина и две электромагнитные катапульты.

По экспертным оценкам, строительство авианосца обойдется в 350 миллиардов рублей (шесть миллиардов долларов). 

Где будет строиться новый авианосец, (если, конечно, его включат в ГПВ-2025), пока не решено. Это могут быть санкт-петербургские «Балтийский завод» и «Северная верфь». Идет оценка возможностей судостроительного завода «Залив» в городе Керчи, который имел опыт постройки крупнотоннажных кораблей и судов. В дальневосточном городе Большой Камень строится крупнейшая в России верфь, где можно будет строить не только супертанкеры, но  и суперавианосцы. 

Деньги на строительство одного авианосца в рамках ГПВ-2025 в принципе можно найти. Сейчас, к слову сказать, Федеральная антимонопольная служба обсуждает идею введения налога на добавленную стоимость на покупки в иностранных интернет-магазинах. По экспертным оценкам, эта мера принесет в госбюджет порядка 300 миллиардов  рублей, то есть почти полную стоимость строительства «Шторма». 

Флот с авианосцем, но без современных тральщиков, плавбаз, госпитальных судов, плавмастерских, транспортов универсального снабжения, гидрографических судов, разведывательных кораблей является несбалансированным и имеет низкую боевую готовность.

На флоте это прекрасно понимают, и поэтому если будет принято решение  строить новый авианосец, то придется создавать для него и соответствующий эскорт.

Как уже было сказано, стоимость одного авианосца проекта «Шторм» составляет порядка $6 млрд. В составе его авиакрыла – 90 самолетов, среднюю стоимость которых можно оценить в $20 млн каждый. Как известно, в состав авианосной ударной группы входят 8-10 кораблей охранения, включая как минимум одну многоцелевую атомную подводную лодку. В эскорте авианосца обязательно должна быть хотя бы пара кораблей первого ранга, таких, скажем, как спроектированный в  проектно-конструкторском бюро «Северное» в Санкт-Петербурге эсминец «Лидер», стоимость которого оценивается примерно в $2 млрд. Даже если учитывать только лишь стоимость одного «Шторма» с авиакрылом и парой таких как «Лидер» кораблей охранения, то на круг выходит, что одна авианосная группа обойдется бюджету почти в $12 млрд. А шесть АУГ соответственно в $72 млрд, что на $20 млрд превышает военный бюджет Российской Федерации за прошлый год.

Поэтому высказывание Франца Клинцевича отражает либо уровень его компетентности, либо степень эмоционального срыва в ходе горячих теледебатов. 

Кроме того, авианосцы будущего, — это плавающие заводы по производству дронов-беспилотников. Военно-морские силы США планируют преобразовать свои авианосцы в «плавучие фабрики», каждая из которых несёт на себе армаду трёхмерных принтеров для печати оружия.

Огромные размеры авианосцев позволяют разместить в них настоящие заводы по производству ударных БПЛА различного профиля, имеющих значительно более низкую стоимость по сравнению с пилотируемыми аппаратами. Если в эскорт такого авианосца включить гигантскую мобильную десантную платформу (которые сейчас имеются только у США и Китая), то это даст возможность такой УАГ в течение долгих месяцев наносить авиаудары по объектам противника на большом удалении от баз снабжения и дружественной инфраструктуры.

В проекте нового российского авианосца таких возможностей не заложено. Получается, что российские разработчики авианосцев готовятся к прошлой войне. Война будущего — это автономные системы вооружения, летающие и плавающие роботы-дроны, самостоятельно выбирающие цель и открывающие огонь. Американские военные нашли способ вписать в концепты этой революции в военном деле гигантские авианосные корабли, которые станут плавающими заводами ударных беспилотников, оснащенных гиперзвуковыми ракетами. 

Проект авианосца «Шторм» изобилует и другими конструкторскими «слабостями», о которых я уже писал. Энергоустановка комбинированная — и газовая турбина и атомный реактор. На палубе одновременно и трамплин и катапульта. Все это напоминает первые пароходы, которые на всякий случай оснащались еще и парусами.

Резонансное высказывание Франца Клинцевича не стоит принимать всерьез. На российских верфях пока не планируется заложить не то что шесть, но даже один авианосец. Идет подспудная и довольно жесткая борьба между сухопутными и морскими военными лоббистами, и результаты ее пока не очевидны. 

Однако, если в ГПВ-2025 все же будет включено строительство авианосца в таком виде, как его описывают разработчики, то это будет означать победу военно-морского лобби, но поражение военно-стратегической мысли.

Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук

 

© «Суть Событий»

Свежие несотовые новости
Новые модели
Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх