Минтимер Шаймиев: «Готовить мусульманских священников надо у себя, а не за рубежом»
Государственный Советник Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев рассказал «Сути Событий» о реализации двух крупнейших проектов в республике - строительстве Болгарской исламской академии и воссоздании храма Казанской иконы Божьей матери.
Создание Болгарской исламской академии началось в Татарстане год назад, в 2016 году. Завершить ее строительство планируется этим летом, а первых слушателей учебное заведение примет уже в сентябре. Государственный Советник Татарстана, председатель Попечительского совета республиканского фонда «Возрождение» Минтимер Шарипович Шаймиев рассказал «Сути Событий» о реализации двух крупнейших проектов в республике - строительстве Болгарской исламской академии и воссоздании храма Казанской иконы Божьей матери.
-Минтимер Шарипович, уже в этом году планируется открытие Болгарской исламской академии. Почему возникла необходимость в создании такого учебного заведения?
- Как известно, ислам был принят в 922 году в Болгаре. Предки современных татар приняли ислам добровольно, первыми на нынешней территории РФ. Конечно, ислам в Дербенте был принят раньше, но это было насильственным путем, когда их завоевали арабы.
Наш российский народ прошел суровые испытания, наверное, наш жизненный путь в этой части не сравнится ни с каким другим народом. Представьте себе: сто лет прошло с революции 1917 года, по сути дела за этот период наш народ пережил две революции, то есть смену общественной формации и собственности.
Потом кооперирование, создание колхозов и совхозов. Вспомните революционные лозунги - «Фабрики - рабочим, землю - крестьянам». На самом деле вышло наоборот: у земли-то хозяин всегда был, а в то время у него все отобрали. Я к чему это говорю: наиболее кровавая часть революции была не в 1917 году, а потом, в период коллективизации. Земля всегда была священной, и веками ничего ценнее не было. А потом пошли предвоенные годы, репрессии - 36-37 годов. Затем Великая Отечественная война – наш народ прошел все испытания. А каковы были послевоенные годы восстановления страны.
Фото: Пресс-служба Президента Татарстана
Возьмем перестроечные годы, это тоже революция - произошла смена общественного строя и собственности. Одним словом, мы оказались в таких условиях, что только и делали что выживали, надо было решать неотложные проблемы. Сегодня обретение духовности, ее сохранение остается насущным вопросом для нашего народа. Именно поэтому мы и начали возрождать Болгар и Свияжск, строить академию и воссоздавать собор Казанской иконы богоматери.
- А вы себя считаете религиозным человеком?
- В нашей семье отношение к религии было противоречивым. Со стороны моей мамы и муллы были. Ее родной брат читал намаз, в деревнях занимался религиозной деятельностью. А мой папа был коммунистом. Вчерашний сын кулака стал первым председателем колхоза. Деда раскулачили, но не сослали из-за того, что у него не было наемных работников, и вообще, это был уважаемый род в деревне. Дед не одобрил, что отец вступил в партию и стал председателем колхоза. Он уехал из родного дома к старшей дочери и обратно не вернулся.
Вот представьте себе всю противоречивость той эпохи. При отце никто молитвы не читал, он дорожил тем, что ему поручено, и он не имел права ошибиться, поскольку в те времена врагом народа стать было очень легко. Даже самое безобидное происшествие могло ему аукнуться – мол, ты такой сякой, сын кулака… По острию ножа ходил! Поэтому религия в доме была практически под запретом. Если, скажем, брат мамы приехал и читал намаз, то мы, дети, стояли на карауле. Если видели, что отец едет домой, то скорей бежали и предупреждали об этом дядю.
Разбираться во всех этих сложностях, уже будучи взрослым, было некогда - все время много работал. Но в душе у меня это жило, всегда хотел этим заняться. В 2010 году, после того, как оставил пост Президента республики, у меня появилась возможность это осуществить. Проекты, которые мы сегодня реализуем по восстановлению православной святыни - острова-града Свияжска и древнего мусульманского города Болгара – тому подтверждение.
Ислам – сравнительно молодая религия, и в исламе знания очень высоко ценятся. Я хочу привести известный хадис пророка Мухаммеда: «Знание - это душа ислама и опора религии». Если человек созрел для того, чтобы овладевать умами, то вначале он должен овладеть убедительными знаниями. Как это правильно сказано.
Надо отметить, что в России худо-бедно удалось сохранить систему православного образования, но исламское образование было разрушено. И вот сегодня мы понимаем, насколько это важно и необходимо готовить мусульманских священников у себя в России, а не за рубежом. И именно богословов традиционного ислама. И где как не в Болгаре должна быть открыта российская исламская академия?!
- Действительно, традиции татарской богословской школы очень богатые. Имена философов широко известны во всем мире, а в некоторых странах, скажем, Турции, их труды сыграли определяющую роль в развитии государства. Но в России их знают мало…
- Это действительно так. К примеру, мы мало изучаем наследие такого просветителя, издателя и политика XIX века Исмаила Гаспринского, получившего известность и признание среди всего населения Российской империи. Он один из основоположников джадидизма, который сегодня известен как евроислам. Гигантское наследие оставил выдающийся татарский богослов, суфий, историк, реформатор XIX века Шигабутдин Марджани. Он считается предвестником джадидидского движения в России. Именно Марджани заложил его основы - реформу преподавания в медресе, способствующую усвоению татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки.
Представляют интерес и труды татарского ученого-богослова XIX века, основателя крупнейшего татарского медресе «Мухаммадия» Галимджана Баруди. Это мусульманское учебное заведение было одним из лучших в Российской Империи. Выдающихся татарских просветителей и религиозных деятелей не один десяток. Сильнее богословов, чем в Казани, пожалуй и не было в XIX - начале XX веков ни в России, ни на Востоке. Их богатое наследие также будут изучать слушатели Болгарской академии.
Следует помнить, что в Болгаре еще в 1080 году Якуб ибн Нугман, через полтора века после принятие ислама, создал “Дом знаний” или, говоря современным языком, университет. Он стал не просто учебным центром самого северного мусульманского государства, но и получил международное признание. Так что традиции есть. Где, как не здесь, особенно ощущается связь времен? Недаром здесь ежегодно собираются на День принятия ислама десятки тысяч верующих со всей России. Я имею моральное удовлетворение в том, что причастен к восстановлению Болгара и строительству исламской академии. Мы возрождаем Болгар по религиозным канонам и требованиям ЮНЕСКО.
Исламское образование, особенно в современных условиях - дело неотложное. Иначе мы не сможем противостоять экстремистским течениям, которые проникают к нам из ряда уголков мира. Терроризм можно остановить только общими усилиями, в том числе распространяя доброе слово, правильное мировоззрение, верные знания, основанные на истинных источниках исламского учения. Поэтому высокая поддержка руководства страны, и прежде всего Президента Российской Федерации Владимира Путина, также Президента нашей республики Рустама Минниханова воссоздания мусульманского духовного центра - Болгарской исламской академии имеет огромное мировое значение. Да, конечно, можно было попытаться создать подобную академию в Москве или Санкт-Петербурге. Были такие предложения, но, считаю, что богословов надо учить именно здесь, в этом намоленном мусульманами святом месте добровольного принятия ислама. В Болгарской исламской академии будут готовить высокообразованных мусульманских священников не только для Татарстана, но и для всей России.
- Завершить строительство академии планируется этим летом, а первых слушателей она сможет принять уже в сентябре…
- Да, так и будет. В мае прошлого года мы заложили первый камень в основание академии. И я уже сейчас могу сказать, что к началу нового учебного года она будет сдана. Здание академии и уже действующая Белая мечеть будут составлять единый комплекс. Они располагаются за пределами исторического городища, охраняемого ЮНЕСКО. В академии созданы все условия для учебы и молитвы, но по праздникам и по пятницам учащиеся смогут молиться в Белой мечети, при этом она не будет закрываться для туристов.
Меня спрашивают, буду ли я участвовать в руководстве академией? Религия - дело серьезное. Задача Фонда «Возрождение» - построить академию. Сказать, что я готов в какой-то форме к построению учебного процесса, я не могу. Нет у меня такой подготовки. Если нужно будет в чем-либо помочь, конечно, в стороне не останусь.
Практически достроенное здание Булгарской исламской академии
Организация учебного процесса, налаживание деловых связей с зарубежными исламскими высшими учебными заведениями, подбор преподавателей, шакирдов и сотрудников академии, обеспечение условий для их учебы и проживания – это задачи учредителей Болгарской исламской академии: Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ РФ) под руководством Талгата Таджутдина, Духовное управление мусульман Российский Федерации (ДУМ РФ), возглавляемый Равилем Гайнутдином, а также Духовное управление мусульман Татарстана во главе с Камиль хазратом Самигуллиным. К этим трем централизованным мусульманским организациям относятся все российские мусульманские приходы, кроме кавказских. Таким образом, исламская академия играет и объединяющую роль. В то же время, мы открыты для духовенства Кавказа и благодарны им за участие в наших мероприятиях.
Так Булгарская исламская академия выглядела в макете
Совет учредителей возглавляет Камиль Исхаков, назначенный в прошлом году Рустамом Миннихановым помощником Президента РТ по этим вопросам.
Безусловно, одной из первых задач Болгарской исламской академии является создание Совета улемов – Совета авторитетных ученых исламского мира. Он должен выработать стандарты исламского образования. Мнение членов Совета должно быть самым квалифицированным, прежде всего, и для правоохранительных органов, когда это касается вопросов терроризма и экстремизма. Тот же закон «Яровой» (вы знаете мою позицию по этому вопросу) требует уточнения и в некоторых частях.
- А кандидатура ректора академии уже определена?
- Вопрос это не простой, мы ведь это делаем впервые. Мы все вместе, и учредители, и Президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов ищем кандидатуру, поиск идет.
Решено, что в академии должны изучаться не только теологические дисциплины, но и светские науки, которые давали бы глубокое базовое образование. Поэтому здесь нужны знающие кадры, признанные специалисты в своей области.
И еще я хотел бы особо подчеркнуть роль структур, которые поддерживают создание академии и в целом деятельность Болгарского историко-археологического комплекса. Прежде всего, это такие благотворители как Алишер Усманов, его благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт», наши крупные компании ТАИФ и Татнефть. Между тем, надо понимать, что и Болгарская исламская академия, и православный собор Казанской иконы Божьей матери, и другие объекты под патронатом фонда «Возрождение», строятся всем миром. Мы с благодарностью принимаем и сто рублей от пенсионеров и щедрые взносы от состоятельных людей. Мне очень нравится слово «сопричастность». И это как раз тот случай. Имена всех благотворителей заносятся навечно в Книгу благотворителей.
Народы, живущие в республике, терпимы друг к другу. На нашей земле это складывалось веками, и для всех религий здесь это стало нормой, никому в голову не приходит жить по-другому.
Летом 2014 года Болгарский историко-археологический комплекс был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы надеемся на положительное решение этой авторитетной организации и в отношении Успенского монастыря нашего православного острова-града «Свияжск».